Ох и хороша навага!
Почти три десятка вентерей поставили нынче подо льдом добытчики Владивостокского рыбокомбината.
Почти три десятка вентерей поставили нынче подо льдом добытчики Владивостокского рыбокомбината
Если в пятницу на торговой площадке возле владивостокского кинотеатра “Нептун” вам довелось купить недорогую свежую навагу и камбалу, то с удовольствием сообщаем, что эта рыба поймана не без участия корреспондентов “В”.
Но прежде чем вместе с промысловой бригадой Сергея Михельсона поднимать наверх вентери с попавшей в них рыбой, надо было до нужной майны, то бишь проруби, добраться.
А это нынешней зимой не так-то просто. Скажем, год назад морозы уже в декабре сковали Амурский залив крепчайшим льдом. Сейчас от центра города чуть ли не до Седанки – вода, и только ближе к побережью Надеждинского района лед обрел надежную прочность.
Через Тавричанку и поселок Девятый Вал выезжаем на залив. Машина то и дело соскальзывает с уже проложенной рыбаками колеи, елозит, делая непредсказуемые виражи. И хотя знаешь, что 30-сантиметровый панцирь в здешней части залива выдержит и не такую тяжесть, все равно жутковато, потому что колея и собственные следы в снегу обнажают слой воды на поверхности льда.
- Слишком тепло для конца января, - говорит, выбираясь из кабины грузовичка, Сергей Михельсон, - работать приходится с опаской. Ну да рыбацкое дело вообще такое, не без риска.
Оскальзываясь, осторожно ступая вокруг огромной, в несколько метров длиной, проруби, Сергей и Владимир Масюк долгоруким “дуршлагом” очищают ее от набившегося снега и ледяного крошева. Теперь можно вытаскивать вентерь. Тянем сообща, аккуратно укладывая на лед сначала подвижную деревянную раму, затем послойно каждый метр гигантского сетчатого мешка – чтобы потом его правильно вновь растянуть подо льдом. А вот и рыба!
Примерно треть улова – навага, две трети – камбала. Последним вынимаем здоровенного бычка, широко разевающего и без того немаленький рот.
- Хозяин, - улыбается бригадир, закидывая рыбину в кузов микрогрузовика. – Вот увидите: в каждом вентере обязательно будет бычок, причем крупный. К слову, уха из него знатная.
Вентерь снова уходит под воду. Метрах в тридцати от нас Дмитрий Казейкин вращает ворот. Привязанные к нему веревки сейчас натягивают и расправляют дно этого одновременно простого и сложного, что называется, орудия лова. Без известной сноровки его и не смастеришь, и не поставишь. Кстати, свои семь вентерей Сергей Михельсон и его товарищи сшили сами.
- Так, здесь у нас сегодня рыбы немного, всего килограммов сто, - прикидывает Сергей, - но в остальных должно быть куда больше. На траверзе Де-Фриза есть по-настоящему уловистые места, где любит останавливаться проходящая на нерест навага, и мы эти места знаем.
Ориентируясь по чернеющим в снегу вешкам, едем к следующим майнам. Похоже, пропахали добрую половину залива. Если бы начали маршрут от Седанки, добрались бы до района промысла в несколько раз быстрее. Но теплая зима и непрочный у пригорода лед вынудили, как говорится, давать кругаля.
- Неудивительно, что нынче есть сложности в работе, например, рыбаков Анатолия Ракитова, чья бригада из года в год ставила вентери по направлению от Седанки к Коврижке, - рассказывает начальник отдела добычи рыбокомбината Андрей Новиков, пока наша машина с черепашьей скоростью скользит на пути к очередной проруби. – Но ракитовцы люди опытные, они, я уверен, свое возьмут. Тем более что сроки прохода наваги в этом году явно сдвинулись, и действительно крупные уловы ожидают нас, судя по всему, недели через две.
На Русском острове, как выяснилось, буквально завалены добычей бригады подледного лова Виктора Казака и Сергея Шередина. Дорогу по острову к местам их промысла за неделю после снегопада так и не расчистили, поэтому вывезти улов до сих пор не удается.
- Может, завтра туда пробьемся? – Андрей новиков вздыхает. – Уже бы раскупил народ эту рыбу. Наша-то всегда на 6-7 рублей дешевле, чем у перепродавцов. Мы ведь или рядом с “Нептуном” прямо с машины торгуем, или в своем же магазине “причал”, у проходной комбината. Горожане в курсе, что у нас рыба дешевле, чем у других, причем свежая в отличие от привезенной, допустим, с Сахалина.
Это заметно, скажем так, и невооруженным глазом, как и то, что при генеральном директоре Юрии Логинове в ОАО “Владивостокский рыбокомбинат” серьезно занялись именно прибрежным промыслом, стараясь в полной мере удовлетворить потребность жителей краевого центра в свежевыловленной камбале, наваге, корюшке, терпуге. А летом мы с вами впервые отведаем совсем новые на вкус морепродукты.
Это анадара и медуза. Анадара - так называемый зарывающийся моллюск. Двустворчатая ракушка с мускулом, который, к примеру, японцы считают деликатесным. В прошлом году на комбинате попробовали изготовить из анадары консервы. Они получились необычными и очень вкусными. А засоленные съедобные медузы оказались хрустящими, аппетитными.
Так что с наступлением лета бригада Сергея Михельсона будет работать на своеобразной драге, добывая с морского дна зарывающихся туда моллюсков-анадар. Пока же Сергей кивает, давая неопытным в промысловом труде корреспондентам “В” команду, и мы с рыбаками сообща тянем-потянем последний на сегодня вентерь. Тяжелый! Он и правда уловом не разочаровал. Бьет хвостами, подпрыгивает многочисленная навага. Ох и хороша она будет на сковородке!
Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»