Бегом от юбилея

Знакомить читателя с Александром Боргардтом вряд ли нужно: его скрипка звучит во Владивостоке, Приморье и за его пределами.

25 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1110 от 25 янв. 2002
Знакомить читателя с Александром Боргардтом вряд ли нужно: его скрипка звучит во Владивостоке, Приморье и за его пределами.

И все же… Скрипач, доцент кафедры струнных инструментов и соответственно преподаватель, лауреат международных музыкальных конкурсов, солист Приморской филармонии, один из музыкантов ансамбля “Кончертоне”, актер…

Кажется, его пальцы приросли к струнам, да и сам он сросся с нежным инструментом за более чем 30 лет.

Мы начинаем беседу не с музыкальных заслуг скрипача, а с того, как сохранить вдохновение, душевный трепет, без которого нет настоящей музыки. Ведь за десятки лет можно так “доиграться”, что не захочешь ни Паганини, ни Вивальди… У Боргардта есть свой секрет, благодаря которому он сохраняет творческий пыл. И Александр готов им поделиться:

- Я умею отдыхать… Как? Все просто, он без устали общается с людьми. Едет ли в отпуск в родную Одессу, или к дочери в Санкт-Петербург, идет ли в гости к друзьям – всегда найдется повод для разговора. И говорит он не о музыке - о жизни. Путешествует музыкант обычно в поезде, а долгий путь, как известно, располагает к разговору. Недавно, например, познакомился с человеком, который один вырастил мальчишку. А тот в 15 лет поступил в МГУ… Невольно думает: у каждого свои заботы. И по поводу собственной усталости брюзжать желание куда-то пропадает.

- Общение – всегда другой мир, - говорит Александр Боргардт.

Парадокс… Кто-то идет слушать его музыку для отдохновения души, а он пускается в путь за обычной беседой.

Но было бы ошибкой считать, что его маршруты всегда оторваны от профессии. В прошлом году Хабаровск, Южно-Сахалинск, Биробиджан слушали маэстро. В Хабаровск его пригласили с сольным концертом, в Южно-Сахалинске в составе “Кончертоне” он участвовал в фестивале юных музыкантов, в Биробиджане вместе с труппой театра им. Горького выходил на сцену в “Поминальной молитве”, и так нежно и грустно звучала скрипка, что, поверите, зритель плакал. Все это - не считая концертов во Владивостоке. Может показаться, что он спешит куда-то.

- Убегаю от юбилея, - шутит Боргардт. Наступивший год для него – этапный, он отметит сразу две даты – день рождения и 35 лет с тех пор, как приехал в город у моря. Правда, помнит он и другой берег – черноморский. Одесская молодость не отпускает.

- Столько лет, казалось бы, все должно стать чужим. А я приезжаю в Одессу до сих пор как домой, - признается Александр. Но это - минутная грусть. Бодрится: - Стараюсь оставаться молодым. Мне есть чему поучиться у моих студентов. Единственное, что мне не нравится в молодежи, - любовь к децибелам. Усиленная колонками музыка способна оглушить… И уж, во всяком случае, она не заменит звучания классических инструментов, созданных сотни лет тому назад.

Ворчание? Вряд ли. Александр Боргардт известен во Владивостоке как один из первых исполнителей авангардной музыки – Шнитке, Губайдулиной, Хиндемита, Бартока. Их сочинения были изюминкой репертуара. Впрочем, Боргардт без устали его пополняет. Зрители помнят триумфальный концерт “Еврейские мелодии”, которые звучали в феврале прошлого года в Пушкинском театре. Завершил его Боргардт зажигательной мелодией: слушатели едва удержались от того, чтобы не пуститься в пляс. Он не просто играл - творил музыку: смычок, взлетавший над скрипкой, мимика, вся фигура скрипача сливались в едином аккорде, которому вторил зал.

Еще один концерт - сольный - он подарит горожанам 31 января. В двух отделениях будет исполнена скрипичная классика - концерт для трех скрипок И.-С. Баха, “Времена года” Вивальди, сочинения Блоха. Несмотря на опыт, он волнуется. Возвращается с репетиции чуть не за полночь. Это первый сольный концерт на сцене Пушкинского, и он считает его своеобразным дебютом. А заодно и первым концертом, которым он открывает свой юбилейный год.

- Музыка для вас - это работа? - задаю вопрос.

- Нет, это моя жизнь…