Как близок аду рай...
Художник Мечковский - личность. Кто с этим поспорит? В салонах не очень-то “светится”, персоналки - явление не частое, а не забывает народ его работы. Торит дорогу в мастерскую - узнать, что нового появляется на мольберте. Мысленно “дорисовывая” набросок, сделанный Севиной рукой, погружаешься на несколько мгновений в его мир. Очнувшись, улавливаешь обрывок фразы: “…это же стриптиз”. Сева снимает недоумение, еще раз повторяя: “Выставка, говорю, как стриптиз, - снял исподнее, и пожалуйте в народ”.
Художник Мечковский - личность. Кто с этим поспорит? В салонах не очень-то “светится”, персоналки - явление не частое, а не забывает народ его работы. Торит дорогу в мастерскую - узнать, что нового появляется на мольберте. Мысленно “дорисовывая” набросок, сделанный Севиной рукой, погружаешься на несколько мгновений в его мир. Очнувшись, улавливаешь обрывок фразы: “…это же стриптиз”. Сева снимает недоумение, еще раз повторяя: “Выставка, говорю, как стриптиз, - снял исподнее, и пожалуйте в народ”.
Даже сегодня он не знает результата этого обнажения. “Знает тот, кто гонит рыночный проходняк…” - говорит художник. И опыт ему не помощник, хотя Мечковскому есть чем похвастать, - более 20 выставок в Приморье и за его пределами прошло с его участием, шесть - персональных. Седьмая откроется 25 января в Приморской картинной галерее.
Он, безусловно, реалист. В его работах - протест против ввода советских танков в Чехословакию в 1968 году, обличение жажды власти, вечные человеческие темы - любовь, смерть, предательство, размышление о судьбе детей. Нет пейзажей. Вернее, они где-то там, на заднем плане. Как, например, в работе “Смотрящая в темноту”. Графически точно прочерчены тонкие, голые ветви деревьев. Старческое лицо спряталось под капюшоном, лишь видны посеребренные инеем жизни ресницы. Тонкая наблюдательность и выдумка выливается в аллегорию, образы выписаны в своеобычной - скульптурной манере (Всеволод - скульптор по образованию). И все же реализм Севин - индивидуальный, благодаря которому его не спутаешь ни с одним художником.
Благодаря ему же Мечковского в свое время наказали власти - запретом на выставочную деятельность. Это был ад. Рисовать в стол - дело страшное. И в то же время он продолжал “красить картинки” (Севино название творческого процесса). Создавал свой собственный рай. Он и выжил в этом раю. Чтобы вдруг оказаться в ситуации “Когда открыты все пути, куда идти и как идти?” Не растерялся. Пошел всеми путями сразу. Первый - само собой любимые картинки. Серии “Красное и черное”, “Мудрые мысли”, “Знаки Зодиака”, “За жизнь” будут представлены на выставке. Второй - экспериментальный, если можно так сказать о художнике, чье творчество часто само по себе эксперимент. В начале прошлого года художники Всеволод Мечковский и Татьяна Жукова пригласили зрителей в кафе “Все звезды”, оформленное ими же, на сеанс боди-арта. Красили по-живому. В буквальном смысле. В затемненном пространстве зала тела двух моделей расцветали диковинными морскими звездами и флюоресцентными пульсирующими точками и линиями. Человек и стихия - водная ли, земная - едины. К слову, Всеволод и Татьяна творят вместе давно. И нынешняя выставка “Скрытые силы природы” - очередная ступень в их творческом дуэте. Есть и третий путь. Оформление помещений. Некоторые эстетные личности склонны судить художника за то, что стены кафе или клуба расписаны мастерской кистью. Дескать, разменял талант на рубль. Сева иронично парирует: “А чем я хуже Врубеля или Васнецова? Уж они-то не стеснялись…” Так точно: врубелевские панно для нижегородской промышленной ярмарки - сегодня музейные экспонаты. Но горожанам не надо идти в музей - достаточно попить чайку в тех же “Звездах” или в новой кафешке “Рыжий кот”. Не чай - целая история, которую поведал Сева: жил-был Кот. Не знал забот. Домоправительницей у него была Мышь, которой Кот легко управлял. И вот положила на него глаз Кошка, умная, строгая, хитрая. И пропал Кот…
О ремесле Мечковский тоже не против поговорить: - “Дойдет ли человек до музея - еще вопрос, а до кафе - уж точно. Посмотрит, глядишь, и запомнит”.
Перефразируя известные слова - все пути ведут в рай. Красочный, наполненный образами. Лишь бы карандаш всегда был наготове.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»