Нет бывших наркоманов

Радость звучала в голосе одной из звонивших на нашу “Прямую линию” матерей, когда она рассказывала о том, что ее сын-наркоман попал за решетку. Говорит, на зоне он поправился, посвежел - сказывается жизнь без наркотиков. Жаль, срок маленький: ведь выйдет, сорвется. Понять эту женщину так просто…

25 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1110 от 25 янв. 2002

 Радость звучала в голосе одной из звонивших на нашу “Прямую линию” матерей, когда она рассказывала о том, что ее сын-наркоман попал за решетку. Говорит, на зоне он поправился, посвежел - сказывается жизнь без наркотиков. Жаль, срок маленький: ведь выйдет, сорвется. Понять эту женщину так просто…

На этот и другие звонки наших читателей отвечали Ольга Южакова, заместитель главного врача по детско-подростковой наркомании краевого наркологического диспансера, и Евгений Смелик, консультант диспансера, в свое время употреблявший тяжелые наркотики 14 лет.

Звонок: - Меня зовут Людмила Алексеевна, я хотела бы поговорить с Евгением. У моего сына стаж три года, правда, он еще химку курил лет с 14. Мы не знали, что это тоже наркотик, так что по сути срок употребления больше. Сейчас сын оказался в местах лишения свободы.

- Слава богу, дольше проживет.

- Вот и мы, честно говоря, вздохнули с облегчением. И жалко его, но все - к лучшему. Меня теперь беспокоит другое: чем помочь сыну, чтобы он не сорвался, когда выйдет?

- Вы не сможете ему помочь, пока у него не будет желания вылечиться, пока он не попросит вас о помощи. Он хочет лечиться?

- Да мы несколько раз его лечили…

- Лечили или он сам этого хотел?

- Они все вроде бы хотят, а потом снова…

- В краевом наркологическом диспансере на Гоголя, 35 собираются родители наркоманов по понедельникам в 18 часов, в субботу - в 10, приходите туда, думаю, вам помогут найти ответ.

Звонок: - Добрый день, Ольга Викторовна, моему ребенку 10 лет. Как вы думаете, когда мне с ним начинать разговор о наркотиках?

- С 7-8 лет нужно говорить с детьми о легальных наркотиках - спиртном и табаке. А вашему ребенку уже можно рассказывать о других наркотических веществах. Не скажете ему об этом вы, он сам узнает на улице.

Если вы хотите более точно знать ответ на свой вопрос, обратитесь к специалистам в кабинет профилактики подростковой наркомании, который располагается на Нерчинской, 42, они подскажут, как лучше поговорить с ребенком.

- Как вам кажется, почему одному ребенку предложат наркотик, он обязательно откажется, а другой возьмет?

- Ребенок должен уметь сказать “нет”. У него должно быть свое мнение и право его отстаивать. Кстати, я сама долго боялась говорить с сыном о наркотиках, пока в третьем классе он не рассказал мне, как его звали мальчишки “пыхать клеем”. Это сленг наркоманов. Я поняла, что упустила момент, когда сыну надо было объяснить, что такое наркотики и почему употреблять их плохо. Благо, он понял это сам. Потом у меня сын с раннего детства занимается спортом, для него нормально жить без сигарет и пива. В этом году он оканчивает школу. Конечно, я понимаю, что все может случиться, поэтому мне страшно, как и всем.

Е. С. - Родителям самим нужно быть чистыми. Ведь они рассказывают детям о том, как плохо пить, курить и употреблять наркотики, а сами не без греха.

Звонок: - Здравствуйте, у меня вопрос из разряда неприятных: много раз мне приходилось слышать, что в краевом наркологическом диспансере продают наркотики, а врачи закрывают на это глаза. Говорят, что в частных клиниках ситуация еще хуже. Как же можно вам, наркологам, после этого верить?!

О. Ю. - Такие случаи – редкость, для больницы это всегда ЧП. Чаще всего в стационар проносят наркотики сами больные, возвращаясь из увольнения. Несут их для себя или для друзей, не на продажу. Хотя все посылки у нас обязательно проверяются, больных осматривают, но... После этого проводится подробное расследование. Провинившихся больных убирают из отделения. Они лечатся амбулаторно. Как вы сами понимаете, наркоманы не сразу отвыкают от наркотика, тяга очень большая, поэтому бывают срывы.

- То есть медперсонал к этому отношения не имеет?

О. Ю. - Я работаю в КНД 15 лет, за это время ни одного случая продажи наркотиков медперсоналом не было. Зато случается, что родители приносят наркотики детям. Сдаются под воздействием угроз и шантажа любимого ребенка.

- Скажите, пожалуйста, а можно наркотики бросить самому?

Е. С. - Это очень трудно. В любом случае сначала потребуется помощь врачей, а потом все будет зависеть от того, чем человек заменит наркотики. К сожалению, большинство заменяет их алкоголем, часть перескакивает с одного наркотика на другой, другие употребляют “всего” раз в неделю и считают, что бросили. Хотя есть и такие, которые уходят в семью, в религию, по их выражению, “торчат, общаясь с богом”. По статистике только 5-6 процентов наркоманов уходят от зависимости.

Звонок: - “Прямая линия”? У меня растут внуки, я за них очень переживаю. Скажите, каковы первые признаки употребления наркотиков?

О. Ю. - Чаще всего ребята в 14-16 лет начинают с препаратов конопли. Курят химку. Проверено: если ребенок не умеет курить табак, то он не будет курить коноплю. Так что все начинается с обыкновенных сигарет, потом переходят на коноплю и уже курят папиросы, их удобнее забивать наркотиком.

Е. С. - Я шесть лет не употребляю героин, два года не выпиваю, а вот бросить курить не могу… Если внуки курят, проверяйте их пачки сигарет. Зачастую дети прячут в них папиросы с коноплей.

О. Ю. - После употребления конопли в течение 3-4 часов зрачки остаются расширенными (на всю радужную оболочку), они не реагируют на свет. Белки будут красными, как будто ребенок заболел. Может повыситься настроение, он станет болтливым, смешливым. Утром просыпается с волчьим аппетитом, с сухостью во рту. Но сухость и хороший аппетит нельзя отделять от других признаков, потому что подростки вообще много едят. Кроме того, у вашего ребенка могут появиться друзья, которых вы не знаете и с которыми вас не захотят знакомить.

Героин обычно употребляют ребята постарше - в 17 - 19 лет, хотя, бывает, начинают и в 16 лет. Сейчас у нас лежит 10-летний мальчик, употреблявший героин, но это, к счастью, уникальный случай. Потребителей героина можно распознать по суженным зрачкам, они становятся тоненькие, как иголочки. Это состояние длится 3 - 4 часа. Но глаза можно “убрать” с помощью капель, которые, кстати, сильно понижают зрение. Обычно героинщики заторможены, постоянно хотят спать, засыпают прямо за едой или в кресле.

Практика показывает, что внешне вы можете и не заметить, что ребенок употребляет героин. Родители уходят на работу рано, а возвращаются поздно. За это время ребенок успевает прийти в норму, поэтому вас должна насторожить пропажа из дома вещей и денег. Героин стоит очень дорого.

Е. С. - Сначала выносят вещи, которые не хранятся на виду, к примеру, серебряные ложки и доллары из заначки. Это позже несут аппаратуру, мебель и даже молотки. Часто родители говорят, что в доме остаются лишь матрас и табуретка.

- А где можно сдать анализ, чтобы точно убедиться?

О. Ю. - Конопля содержится в моче в течение месяца, героин - до недели. Вы можете привести ребенка или приехать с анализом на Нерчинскую, 42, а можете купить специальные тесты в аптеках, ими очень легко пользоваться. Если вас что-то беспокоит, позвоните по тел. 42-84-79, в рабочие дни с 9 до 18, в субботу до 12 часов, врачи вас проконсультируют.

Е. С. - Если вдруг анализ покажет, что было употребление наркотика, прошу вас, не верьте сказкам, которые вам может рассказать ребенок. Некоторые говорят родителям, что анализ оказался таким, потому что накануне он съел булочку с маком или были сексуальные отношения с девушкой-наркоманкой. Все это ложь, так наркотик в организм попасть не может, хотя родители верят. Нужно не прятаться от проблемы, а решать ее.

Звонок: - Здравствуйте. Ольга Викторовна, скажите, если я своего сына приведу лечиться в ваш диспансер, его поставят на учет как наркомана?

- Ему сколько лет?

- 17.

- До 18 лет мы детей на учет не ставим, иначе родители просто перестанут обращаться к наркологам. На учет ставят только в том случае, когда потребители идут по 228-й статье, то есть попадаются с наркотическими веществами, или когда перед определением ребенка в детский дом его лечат от наркомании.

Звонок: - Меня зовут Светлана Геннадьевна. Хочу просто сказать большое спасибо докторам из кабинета профилактики подростковой наркомании, что на Нерчинской. У меня была проблема с сыном, нам там очень помогли. И отдельное спасибо психологам.

Звонок: - “Прямая линия”? У меня сестра год не употребляет наркотики, но я слышала, что не бывает бывших наркоманов. Она может вернуться к своему увлечению или нам стоит успокоиться?

Е. С. - Вы правильно заметили, что бывших наркоманов нет, есть неактивные. Я таким на сегодня и являюсь. Год – это хорошо, но если ее психология не изменилась, все может быть. Наркомания – это заболевание хроническое, прогрессивное и смертельное, более точных определений я не знаю. Думаю, что вашей сестре необходимо заниматься по специальной программе, например, по программе анонимных наркоманов.

- А как вы себя сегодня ощущаете?

- Я стал другим человеком. Шесть лет не употребляю сильные наркотики, хотя выздоравливать буду до конца своих дней.

- Что, до сих пор тянет?

- Бывает, но я знаю, как с этим бороться. Так что, если ваша сестра захочет, она может анонимно и бесплатно посещать группу в понедельник, среду и пятницу 16.30 на Гоголя, 35 (в лекционном зале).

Автор: Записала Татьяна НАГОРНАЯ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"