Этим детям в школе не место…
Он вовсе не хотел быть гением, хотя порой так и вертелось на языке у его одноклассников: «Вот еще, вундеркинд нашелся…» Не с уважением, с обидой. Дескать, чем он лучше нас. А он всего-то был на несколько лет младше и учился почти на одни пятерки. При этом оказался не занудой-отличником, а вполне нормальным парнем. С той лишь разницей, что школа началась для него… с 5-го класса. Раньше он учился дома, сдавая экстерном экзамены. Порой предметники из экзаменационной комиссии могли задать вопрос и за 9-й класс. Он, не чувствуя подвоха, отвечал. Чем вызывал в них смешанное чувство досады и удивления: откуда он такой?
Дело в том, что по закону природы гениев среди наших детей ровно половина. Все они разные и тем не менее объединены одним – подсознательным стремлением узнавать новое. Но в том-то все и дело, что в общеобразовательной государственной школе этот процесс познания сведен к общему знаменателю. Классы большие, учителя, мягко говоря, в возрасте, достучишься ли в этой ситуации до каждой души? Именно это и не устроило родителей нашего гения. Попытавшись найти подходящую школу для своего первоклассника, они пришли к выводу – такой нет. Они хотели, чтобы их чадо слушали и слышали. Но в государственной школе это, по их мнению, практически невозможно. К качеству же образования в частных школах Владивостока у них были большие претензии. Там, конечно, надлежащий присмотр, инновационные методики, правда, с непредсказуемым пока результатом, какие-то иные достоинства, но… Туда им тоже не хотелось. Выход один – домашнее образование.
Они учились вместе. Согласно базисному плану осваивали предметы, рассуждали о разных явлениях. Как положено, каждый день, а не от случая к случаю. Но если выпадал пушистый снег, то книги отодвигались в сторону. Они брали собаку и отправлялись на прогулку. Тем для беседы хватало и здесь. И это тоже были уроки, только на иные темы. Из жизни. Малыш рос умницей…
- Почему же тогда все-таки школа? – задаю вопрос.
- Знаете, есть такое правило, подтвержденное жизнью, - отвечают мои собеседники. – Если щенку создать самые идеальные условия, но вырвать его из собачьей среды, он вырастет неврастеником. Пес должен доиграть, дообщаться с себе подобными, прежде чем станет взрослым. Так и ребенок. Он может решать самые сложные уравнения, но, извините, упасть в обморок от первого же мата…
Путь в школу был не из легких. Во-первых, ребенку самому приходилось выбирать методы, извините за казенное выражение, вхождения в коллектив. Наши дети, они ведь разные. Подчас жестокие. Во-вторых, их заподозрили в неких связях с высокопоставленными лицами. «Как вам удалось пробить экстернат?» - задавали вопрос учителя.
Оказывается, все давно узаконено. Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната принято приказом Министерства образования РФ от 27 июня 1994 года № 225. Ознакомиться с ним можно в каждом управлении народного образования администрации города и района. «Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам основного общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях» - гласит один из пунктов документа. В остальных определен механизм получения такого образования. Избравшие экстернат подают заявление директору школы не позднее чем за три месяца до аттестации.
Есть и любопытные вещи: например, экстернат является бесплатной формой обучения в рамках государственного образовательного стандарта. Оплата труда учителей, которые занимаются с экстерном, осуществляется за государственный счет. Далее следует поминутный регламент времени, выделенного для экзаменов и контрольных работ. В итоге ученик имеет право получить аттестат об основном общем и среднем образовании.
Аналогичное положение Министерства образования РФ разрешает семейное образование.
- Как правило, эти формы обучения используются в семьях, где дети по каким-либо причинам не могут посещать школу, - говорит Ирина Гольцова, заместитель заведующей управлением народного образования Ленинского района. – Но ими может воспользоваться любой желающий…
Справедливости ради надо сказать, желающих немного. Может быть, кого-то из взрослых останавливает незнание. Или страх не справиться с ролью учителя.
– Напрасно, - считают родители нашего гения. – Вы ведь когда-то тоже учились. Может быть, кто-то будет спорить, но особо одаренным детям в школе не место. Они и так успешны, до них дело как бы и не доходит. Пусть у них будет индивидуальный учитель - семья.
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»