Восточный порт: смена караула
21 января акционеры ОАО «Восточный порт» на внеочередном общем собрании избрали нового генерального директора порта и определили новый состав совета директоров предприятия.
Новым директором одного из крупнейших портов России стал Владимир Попов
21 января акционеры ОАО «Восточный порт» на внеочередном общем собрании избрали нового генерального директора порта и определили новый состав совета директоров предприятия.
Собрание проводилось под завывание начинающейся вьюги и при беспрецедентных мерах безопасности. Присутствовало 189 акционеров и их представителей, обладающих 91,73 процента акций. Регистрационные функции выполняло ОАО «Дальневосточный реестр». Двадцатипроцентным госпакетом акций в соответствии с полученной доверенностью “рулил” начальник морской администрации порта Александр Киселев. Открыл и вел собрание председатель наблюдательного совета предыдущего состава Геннадий Жебелев.
Справка «В»
В прошлом году грузооборот Восточного порта без учета дочерних компаний составил 11134,2 тысячи тонн. (За 2000-й – 11318 тысяч тонн.) Основная составляющая грузооборота – экспорт навалочных грузов: металл, лес, уголь. За год обслужено 601 судно. На причалах порта обработано 166 778 вагонов.
Ожидаемая чистая прибыль по итогам года – около 240 миллионов рублей. Доходы составили 1 миллиард 78 миллионов рублей. Расходы – 849 миллионов рублей. Рост средней заработной платы - 21 процент. Среднемесячная заработная плата по порту – 9619 рублей, в том числе у докеров-механизаторов – 15551 рубль.
Акционеры должны были решить, кто заменит на посту генерального директора Восточного порта трагически погибшего Леонида Бочкова. Отметив его заслуги, они почтили память погибшего минутой молчания.
В бюллетенях для голосования были предложены две кандидатуры – исполняющего обязанности гендиректора ОАО «Восточный порт» Владимира Дудко и первого заместителя гендиректора ОАО «Находкинский морской торговый порт» Владимира Попова. Но перед тем как было объявлено непосредственно голосование, произошла неожиданность. Владимир Дудко объявил об отводе своей кандидатуры. Впрочем, его поправили, объяснив, что подобное решение на собрании могут принять только акционеры, и порекомендовали учесть заявление Дудко при голосовании. Что и было сделано. Подсчет показал, что за Владимира Попова отдано 99,38 процента голосов.
Так что Восточный порт можно поздравить с новым генеральным.
У 47-летнего Владимира Алексеевича Попова неплохой послужной список. Окончив сахалинскую мореходку, он приехал работать в Находку. Прошел трудовой путь от стивидора до первого заместителя директора Находкинского морского торгового порта. В последней должности он проработал 13 лет.
Журналистов, поинтересовавшихся, с чего он начнет свою деятельность на новом месте, Попов заверил, что революций и потрясений не будет, порт представляет собой бесконечно перспективное предприятие и будет следовать в своем развитии по пути, намеченному предшественником. Опорные пункты, требующие особого внимания, – терминал по переработке минеральных удобрений, комплекс по перевалке сжиженного газа, третья очередь угольного комплекса. Смены управленческой команды не предполагается.
Что касается другого претендента, то Владимир Дудко, выступая со своим заявлением, сказал, что «если Попов посчитает нужным взять меня на работу, я соглашусь». Владимир Попов уже после собрания сказал журналистам, что Дудко будет работать с ним – это однозначно.
Общее собрание акционеров досрочно прекратило полномочия совета директоров предприятия в связи с невозможностью его функционирования в неполном составе. Дело в том, что трое членов совета фактически прекратили свою деятельность в составе совета и после смерти Леонида Бочкова в этом руководящем органе осталось только трое действующих представителей.
В состав нового совета было заявлено 14 претендентов. С помощью так называемой кумулятивной избирательной технологии акционерам предстояло определить семерых наиболее достойных.
Наибольшее число голосов – 14,75 процента - получил сын прежнего генерального директора Валерий Бочков, старший специалист отдела эксплуатации флота ОАО «Совкомфлот». Членами совета директоров стали заместитель генерального директора ООО «Трансхимэкспорт» Алексей Воротников – 14,74 процента голосов, старший менеджер АО «Северсталь» Николай Есин, заместитель министра транспорта РФ Владимир Якунин, генеральный директор ОАО «Дальневосточное морское пароходство» Александр Луговец, коммерческий директор «Северстальтранса» Никита Мишин и руководитель департамента координации транспортных систем Министерства транспорта России Александр Кузнецов.
Справка «В»
Компания «Северстальтранс» входит в группу предприятий «Северсталь», которая работает в различных сферах бизнеса. Металлургия – Череповецкий металлургический комбинат. Машиностроение – машиностроительный комплекс «Северсталь». Автомобилестроение – Ульяновский автомобильный и Заволжский моторный заводы. Транспортное направление – «Северстальтранс». Торговля и финансовые услуги – «Меткомбанк», «Северстальинвест», страховая компания «Шекена», зарубежные сбытовые компании.
ЗАО «Северстальтранс» является дочерней компанией холдинга ОАО «Северсталь». По итогам 2001 года группой компаний «Северстальтранс» было перевезено около 90 миллионов тонн грузов. Грузооборот в денежном выражении составил 1 миллиард долларов США. По объему железнодорожных перевозок «Северстальтрансу» принадлежит третье место в стране.
Двое из пяти первоначально названных претендентов из холдинга «Северсталь» и его дочерней компании вошли в совет директоров Восточного порта. У пришельцев грандиозные планы. Речь идет о вложении в развитие Восточного порта от 100 до 150 миллионов долларов США. Предполагается, что в результате грузооборот порта к 2005 году должен увеличиться в два раза.
* * *
Андрей ОСТРОВСКИЙ, «Владивосток»
P. S. От редакции. Результаты акционерного собрания ОАО «Восточный порт», по большому счету, прогнозировались. Новый владелец контрольного пакета акций предприятия вполне естественно должен был получить право на более реальное и активное участие в главном руководящем органе компании. Что и произошло.
Вместе с тем, к сенсациям в известном смысле этого слова можно отнести полное исчезновение из состава руководящих органов Восточного порта такой фигуры, как Геннадий Жебелев, – одного из Founding Fathers (отцов-основателей) порта, в течение последних полутора десятков лет бессменно возглавлявшего многотысячный коллектив. Памятуя о том, что для Восточного Жебелев был безусловно знаковой фигурой, перспективы компании в этом смысле можно определить известным устоявшимся выражением: новый курс.
Вполне закономерен тот факт, что места двух иностранных членов совета директоров – представителей американского портфельного инвестора Кеннета Дарта – заняли новые люди, делегированные «Северсталью» и «Северстальтрансом». Однако на самом деле череповецкий металлургический гигант получил в главном руководящем органе предприятия не два, а три места. Дело в том, что именно «Северсталь» выдвинула кандидатом в совет директоров генерального директора ОАО «ДВМП» Александра Луговца, получившего достаточное для избрания количество голосов. И здесь мы сталкиваемся с весьма любопытной и новой для российских акционерных обществ практикой – институтом «независимых» директоров (опыт, к слову, широко применяемый на Западе). С одной стороны, Дальневосточное пароходство в принципе не располагает акциями Восточного порта; с другой – будучи гендиректором солидного и самостоятельного предприятия, Луговец достаточно независим и от государства, и от ведущего акционера порта. Однако резоны «Северстали» понятны: Луговец является крупнейшим специалистом как в области судоходства, так и в области организации работы перегрузочных комплексов. Кроме того, и порт и пароходство – смежные предприятия, и их интерес во взаимном процветании вполне очевиден.
А вот как сам Александр Луговец прокомментировал вчера по просьбе корреспондента «В» итоги внеочередного акционерного собрания ОАО «Восточный порт»:
- Думаю, благодаря тому, что собрание было тщательно подготовлено, акционеры приняли очень взвешенные и правильные решения. Особенно, учитывая тот факт, что собственно у коллектива осталось очень мало акций. Меня вполне удовлетворило продуманное выступление нового генерального директора компании. Разумным считаю и решение об избрании председателем совета директоров представителя государства – заместителя министра транспорта Владимира Якунина.
Сейчас и перед новым руководством, и перед советом директоров стоит одна главная задача – обеспечить развитие и стабильный рост объемов переработки грузов в одном из основных портов на востоке России.
Автор: Виталий ТУЗЮК, «Владивосток» (акционер ОАО«Восточный порт»)