Какие романсы поют филармонические финансы?
“Вам здесь жить, а нам здесь умирать!” - так звучал лозунг, вооружившись которым, провели акцию протеста артисты Приморской филармонии на прошлой неделе. Протестовали против нынешнего директора Алексея Макаренко: он, по их мнению, лишил коллектив старейшего в Приморье учреждения культуры будущего…
“Вам здесь жить, а нам здесь умирать!” - так звучал лозунг, вооружившись которым, провели акцию протеста артисты Приморской филармонии на прошлой неделе. Протестовали против нынешнего директора Алексея Макаренко: он, по их мнению, лишил коллектив старейшего в Приморье учреждения культуры будущего…
Сам Макаренко, по его признанию, не ведал, что у дверей филармонии готовится пикет с плакатами. Да если бы и знал, что с того? Претензии артистов ему были давно известны. С самого начала часть коллектива и новый директор не смогли договориться. Хотя пытались. Алексей (так демократично, без отчества, называет он себя) с первого дня стал изучать деятельность филармонии на предмет рентабельности. И выяснил следующее - учреждение культуры убыточно. Коллектив, и в частности главный администратор (сегодня уже бывшая), доказывали свое - хозрасчет при пропаганде классической музыки (что и является сутью филармонической деятельности) невозможен.
Начало конфликта восходит чуть ли не к первому дню пребывания нового директора в филармоническом кресле, когда он по-своему решил сделать Приморскую филармонию прибыльной. Стоимость концертных программ увеличилась, ведь теперь в нее были заложены все расходы по проведению концерта - транспорт, костюмы, зарплата артистам и прочее. Соответственно поднялась цена на билеты: 30 рублей (раньше в два раза меньше) оказались той планкой, которую большинство населения поднять не в состоянии. Программы перестали продаваться. Один из старейших артистов Виктор Каракулов, который зарабатывал не только голосом, но и тем, что сам являлся администратором своих программ, за последние месяцы прошлого года в среднем получал...… 170 рублей.
У Макаренко - свои аргументы:
- Я пришел сюда в сентябре и сразу столкнулся с проблемой - нет денег на зарплату, потому что бюджетный фонд выбран до конца года. То есть эти деньги уже выплатили. Как такое могло произойти? Оказалось, что у каждого артиста есть норма концертов, дотируемых бюджетом: четыре сольных и 12 с участием. К примеру, себестоимость программы 2 тысячи рублей, а заработано 500. Артист все равно получал свою зарплату. И планы перевыполнялись, деньги платились. Но бюджет не бездонная бочка. Я решил: все, что сверх плана, должно быть рентабельным. Кстати, план концертной деятельности такой же по насыщенности, как и в прошлом году (Алексей держит его на рабочем столе). Другое дело, что в филармонии есть штатные артисты, а есть те, кого приглашают на конкретную программу. Так вот их концерты, так называемые афишные, всегда окупаемы. Почему? Наверное, речь идет о качестве...…
Аргумент “Классическая музыка - это не парикмахерская, ее трудно уложить в идеальные экономические схемы” Алексей легко парирует:
- Конечно, культуру должно поддерживать государство. Ремонт и оплата содержания здания, инструментов. За счет заработков артистов сделать это невозможно - пожалуйста, вот вам гарантированное число концертов. Но на хлеб-то все же надо зарабатывать!
Это стало экономической причиной конфликта. До сих пор Макаренко раскручивал финансово успешные впоследствии проекты: студию звукозаписи MSM, детское музыкальное шоу “Пирамида”, кинокомплекс “Иллюзион”. Полученные в наследство руины Алексей мечтает сделать такой же финансово успешной “конфеткой”. Результат предсказать трудно. Макаренко уязвим для упреков - музыкального образования не имеет, опыта руководства государственным бюджетным учреждением культуры нет.
Макаренко - не первый и, надо думать, не последний руководитель Приморской филармонии. Мнения людей, отдавших ей не один десяток лет, свелись к одному - несчастья Приморской филармонии начались задолго до прихода Макаренко. Увы, пока к классической музыке равнодушны государственные чиновники от культуры, нечего ждать не только прибыли, но и просто хороших программ. Неважно, в какой форме это равнодушие проявляется - в выборе ли человека на должность директора, в финансировании ли ремонта здания…... В данном случае все сошлось.
Большой зал - красивейшее помещение уникальной архитектуры - закрыт на ремонт вот уже больше пяти лет. Впрочем, его состояние даже нельзя назвать ремонтом. Нет… ничего, кроме стен и потолка. В отсутствие зала велась в основном выездная концертная деятельность. Качество? О чем можно говорить, если артистам приходилось петь при температуре +10 градусов (по норме КЗоТ - не ниже +16). Организация концертной деятельности - тема отдельного разговора. Это как раз тот самый случай, когда нужно “поднимать публику” до определенного уровня. В этом смысле показателен пример руководителя музыкального абонемента Пушкинского театра Виктора Баранова. Он работает не только с артистом - с публикой. Зал неизменно полон, абонементы тщательно скомпонованы, слушателя всегда удивят музыкальным сюрпризом - новым именем, приглашенным солистом. При том, что в Пушкинском театре не выступают эстрадные звезды, способные принести большую прибыль одним-единственным концертом.
В филармонии дело обстоит иначе. Чтобы заработать себе на хлеб, старейшие артисты Леонид Букин, Виктор Каракулов, Тамара Золкина пашут, извините, как лошади. К слову, кормить они должны не только себя. В штатном расписании всего 12 творческих единиц. Общая же численность сотрудников филармонии - 70 человек. Какой уж тут хозрасчет. Складывалось это годами. При полном попустительстве управления культуры, которое доводилось видеть лишь на одном филармоническом мероприятии - церемонии открытия ежегодного конкурса “Дальневосточная весна”. Как, по какому принципу распределялись финансы, назначались руководители, которые заботились бы не только о деньгах, но в первую очередь о музыкально-эстетическом уровне - видимо, вопрос риторический.
К слову, Виктор Каракулов припомнил, что предыдущий директор тоже начал с того, что несколько месяцев держал коллектив без зарплаты. Пока не разобрался, на чем можно заработать.
Макаренко - следующий, кто ищет свой путь. Трудно объяснима логика передачи части оборудования филармонии на баланс театра имени Горького. Может быть, и родится из этого союза нечто синтетическое, что поможет заработать внебюджетные средства на ремонт зала. Хотя трудно сообразить, как можно использовать концертный рояль на сцене театра им. Горького. Можно ли представить себе извозчика, который отдает свою лошадь-кормилицу конкуренту? Вряд ли. И поэтому вполне жизненными выглядят рожденные по этому поводу умозаключения. Макаренко - автор губернаторского победного гимна «Нам здесь жить», в советниках губернатора - супруга главрежа театра им. Горького, где служит музам первая леди Приморья, да и главреж, как известно, был не только доверенным лицом кандидата, но и открывал поздравительную часть инаугурации Сергея Дарькина.
Во всем этом музыка оказалась где-то на задворках. Оно и понятно, каждый новый губернатор приводит с собой свою команду. Меняются люди, но не суть дела. В свое время Александр Вертинский сказал о нашем храме классического музыкального искусства: “Хорошая филармония. Но…... не работает”. Трудно не согласиться...
Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»