И на дне веселятся

Новогодние праздники подарили нам много выходных дней. Можно, несмотря на минусовую температуру, вволю нагуляться и повеселиться. Жизнь бурлит. И лишь наши немые соседи, спрятавшиеся под толщей морской воды и тонким в эту зиму ледяным покровом, ведут у себя на дне тихое скучное существование, не подозревая, как это весело – встречать Новый год. “А вот и ошибаетесь, - смеется старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН кандидат географических наук Иван Арзамасцев. – И у морских обитателей нынче праздник. Им доставляет огромное удовольствие жизнь без нас – холодно, браконьеры в воду не лезут. Ну если только совсем уж матерые, которые промышляют независимо от погодных условий”.

22 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1107 от 22 янв. 2002

 Новогодние праздники подарили нам много выходных дней. Можно, несмотря на минусовую температуру, вволю нагуляться и повеселиться. Жизнь бурлит. И лишь наши немые соседи, спрятавшиеся под толщей морской воды и тонким в эту зиму ледяным покровом, ведут у себя на дне тихое скучное существование, не подозревая, как это весело – встречать Новый год. “А вот и ошибаетесь, - смеется старший научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН кандидат географических наук Иван Арзамасцев. – И у морских обитателей нынче праздник. Им доставляет огромное удовольствие жизнь без нас – холодно, браконьеры в воду не лезут. Ну если только совсем уж матерые, которые промышляют независимо от погодных условий”.

Неужели и холодоустойчивые грабители морских глубин есть? “Всякие есть, - отвечает, - потому-то и трепанг, и гребешок теперь надо днем с огнем искать”. Да, помнятся еще годы, когда, устроив на берегу пикничок, можно было, не заплывая далеко, набрать на закуску морских деликатесов. Сначала истребили трепангов, потом за ракушки взялись. Гребешка, который живет даже в грязной воде, великое множество было вдоль побережья. Прошлым летом и его не стало. А ведь пристрастия в еде у русского человека другие – мясо, картошка, хлеб…... Но распробовали. И теперь по сумасшедшим ценам покупаем морские деликатесы к праздничному столу. Это китайцы марикультуру в настоящую индустрию превратили, мы же давно хорошую идею забыли. Восстанавливать морские огороды и фермы придется теперь очень долго. Вот только интересно, почему, выращивая тех же трепангов в промышленных масштабах, китайцы еще и у нас их подворовывают? “Потому что и трепанги, и морские ежи, добытые в наших водах, отличаются непревзойденным вкусом. Их сородичи из других мест с нашими сравниться не могут”, - поясняет Иван Сергеевич.

Надо сказать, что об обитателях морского дна знает мой собеседник великое множество интереснейших вещей. Довелось ему в свое время работать с иностранными коммерсантами, чрезвычайно заинтересованными в обитателях наших морей. Объясняться порой приходилось на пальцах, разговаривали как глухой со слепым.

Иван Сергеевич выступал в роли некоего промежуточного звена, пытаясь по плохим картинкам, привезенным из-за моря, угадать, о чем гости речь ведут. По полдня порой на разговоры уходило. И тогда решил он простую подборочку сделать. Для себя лично. Копировал из старинных книжек, из иностранных журналов рисунки, искал информацию. Убедился, что в популярном некогда издании “Животные и растения залива Петра Великого”, успевшем стать раритетом, тоже старые рисунки использованы. Поэтому, когда его папочка растолстела, захотел сделать небольшой справочник. Но нашлись заинтересованные люди, предложившие издать эту книжку на хорошем уровне. Так появился “Атлас промысловых беспозвоночных и водорослей Приморского края”. “Супер-пупер вышло, - до сих пор радуется Иван Сергеевич. – Фотографии классные, напечатали в Гонконге. Правда, тираж маленький – 2000 экземпляров вмиг разлетелись”.

Странно это все же. Кому такой атлас нужен, кроме специалистов? И тут узнаю любопытную вещь. Оказывается, у наших фискальных органов специальные списки есть – за какую морскую тварь какой штраф накладывать следует. Только темные они люди – не имея специальных пособий, не могут, естественно, определить, чем трюм у браконьеров забит. Тот ли это еж, который огромных денег стоит, или другой, не столь породистый? Ну а грабители нашего богатства этим невежеством, конечно же, пользуются – дураком ведь надо быть, чтобы такую возможность упустить. И уплывают наши денежки. С таким же атласом, который Арзамасцев два года назад выпустил, можно себя увереннее чувствовать и воров носом в картинку тыкать.

Однако и этого ученому показалось мало. Очень он обрадовался, когда первые его заказчики – дальневосточные специализированные морские инспекции Министерства природных ресурсов и межрегионального филиала федерального экологического фонда РФ “Дальневосточный морской фонд” – предложили ему новую книгу подготовить, ведь на Дальнем Востоке три моря – Японское, Охотское и Берингово, об обитателях которых информация разрознена по многочисленным и уже устаревшим публикациям.

Мучил меня один вопрос. Ладно, тропики – судя по телероликам, красота там необыкновенная. А у нас экологическая ситуация такая, что на морском дне, наверное, уже кладбище? “Конечно, не в лучшую сторону все меняется, - растолковал мне собеседник, - но природа, как и человек, живуча. Есть у нас два умирающих места – вокруг устья Второй речки и в промзоне Садгорода. Там на дне одни бактерии остались. Зато рыбам вокруг канализационных труб раздолье – городскими отходами питаются. В других же местах пока жизнь есть, все колосится”. Но ведь эту рыбу ловят, отравиться немудрено. “Так и ракушками-фильтраторами отравиться можно. Мидия или гребешок пропустят через себя сточные воды, а там гепатит, кишечная палочка, а то и холера – обычные болезни простых людей. Если морепродукты сырыми есть, риск велик. После термической обработки он уменьшается”.

Листаем с Иваном Сергеевичем не изданную еще книгу. Информации уйма. Здесь и современный очерк по океанографии, и иллюстрированное описание более 100 видов морских беспозвоночных, водорослей, трав, способов их культивирования и добычи. Кроме того, приведены примерные экономические показатели марикультурных хозяйств и названия гидробионтов на разных языках. В общем, настоящая энциклопедия, создать которую одному человеку было бы явно не под силу – в ее подготовке приняли участие ученые Владивостока, Камчатки, Москвы, Магадана, лучшие морские фотографы и художники. Но это не сборник, в котором под одной обложкой каждый специалист свою ученость показывает. Составителю и ответственному редактору “Атласа промысловых беспозвоночных и водорослей морей Дальнего Востока России” Арзамасцеву удалось подать всю информацию в одном ключе, выдержать единую манеру. Получилась коллективная монография, в которой есть все – от А до Я, от условий среды до добычи и воспроизводства. Оформлена же она так, что на сон грядущий можно детям картинки показывать.

До чего же хочется пополнить этим изданием свою библиотеку! Но не тут-то было – всего 200 экземпляров появится в ближайшее время, даже по знакомству не всем достанется. Меценатов же, кажется, нам пора как трепангов культивировать, сами почему-то не возрождаются. А будь они в Приморье, у каждого влюбленного в наш край появилась бы замечательная книга, подобной которой еще нигде в мире не выпускали.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»