…Лучше жить в провинции у моря
Миллениум, как водится, мы встречали с новыми надеждами и жизнеутверждающими лозунгами. Один из них – грядет гуманитарная эра. Уставшее от технократии человечество оглядывается на золотой век. А между тем нашу жизнь украшают все те же люди. С одной оговоркой – творческие. Певцы, музыканты, художники, актеры… Мы внимаем им с гораздо большим удовольствием, чем сводкам новостей.
Миллениум, как водится, мы встречали с новыми надеждами и жизнеутверждающими лозунгами. Один из них – грядет гуманитарная эра. Уставшее от технократии человечество оглядывается на золотой век. А между тем нашу жизнь украшают все те же люди. С одной оговоркой – творческие. Певцы, музыканты, художники, актеры… Мы внимаем им с гораздо большим удовольствием, чем сводкам новостей.
И в этом смысле Владивостоку есть чем гордиться – в нашем городе расположен единственный на Дальнем Востоке вуз, под крышей которого живут музы. Его ректор, профессор искусствоведения Игорь Заславский, единственный в России специалист по клавирной музыке, согласен с древними: все преходяще, искусство – вечно.
- Игорь Иосифович, в культурной среде Владивостока в последние годы только и говорят о массовом исходе талантов. Уезжают в центр России, а то и за рубеж. Так ли все безрадостно?
- Я вынужден начать в пессимистическом настроении. Наш город остается в области искусства отсталым городом даже в масштабах Дальнего Востока. Прекрасные филармонический и органный залы, оперный театр, полностью укомплектованный симфонический оркестр, отдельный художественный вуз, академия музыки и театра, несколько драматических театров, выставочный центр современного искусства – это, конечно, не мы. Красноярск. У нас все с точностью до наоборот. Между тем Владивосток – российский центр Азиатско-Тихоокеанского региона, и, поверьте, Азию очень интересует наша культура. Что мы можем предложить? Но есть и оптимистическая нота: Дальневосточная академия искусств - единственный вуз, где сосуществуют музыка, живопись, театр. Вот уже сорок лет (в этом году у нас юбилей) мы выпускаем актеров, музыкантов, художников. По всем творческим специальностям у нас есть аспирантура. Кроме того, каждый день в зале академии проходят концерты, учебные спектакли. Зал всегда полон… И потом я все же надеюсь, что на культуру обратит внимание наша новая власть. Во всяком случае, создан совет по культуре при губернаторе края.
- Игорь Иосифович, сегодня студенты творческого вуза, а завтра? Увы, искусство – малооплачиваемо.
- Может быть, я скажу крамолу, но талантливый человек не может быть нищим. В буквальном смысле. Хороший художник, актер, режиссер всегда найдет себе достойную работу. И потом применительно к этим профессиям деньги рассматриваются не как эквивалент количества колбасы, а как средство достижения независимости. Поэтому пресыщения быть не должно. Если накормить художника до отвала, он может перестать творить… Заметьте, что при этом раскладе мы не можем наполнить рынок актерами. Наших выпускников просят омский, хабаровский, сахалинский, благовещенский, амурский театры.
- То есть ваши питомцы не стали прагматичнее, пусть рынок и диктует условия жизни.
- Знаете, есть такая система музыкального воспитания – Карла Отта. Все цивилизованные страны следуют этой системе. Я не буду вдаваться в подробности, но принцип таков: все дети так или иначе обучаются музыке. Это не значит, что они все станут музыкантами, но это развивает особый мыслительный строй. Как у инструмента. Так и искусство. После вуза мои студенты могут быть кем угодно – необязательно всем идти в театр. Но! Они будут по-особому чувствовать жизнь.
- Игорь Иосифович, один из художников говорил: научить рисунку можно кого угодно, но живописи не научишь. Чему учатся ваши студенты?
- Есть такая шутка: талант от бога, все остальное – от педагога. В нашем деле огромную роль играет воспитание через профессию. Курсом руководит мастер, общий язык ищется через творчество. Имена наших преподавателей хорошо известны зрителям и слушателям города и края.
- Сегодня вы прежде всего администратор и педагог. Но ведь было и музыкальное прошлое. Рука тянется к инструменту?
- У меня своя точка зрения на этот счет. Делать два дела одновременно невозможно, а потому с тех пор как я стал ректором, я стараюсь делать это хорошо. Тем более что и в занятиях музыкой у меня есть своя система. Антон Рубинштейн говорил: если я не занимаюсь один день, то отстаю на три. Нельзя играть через день. Сегодня этому я учу своих студентов. А место за фортепиано уступил дочери, Полине.
- Она пошла по вашим стопам?
- Не только по моим. В академии преподает и моя супруга. Полина закончила вуз по классу фортепиано, учится в аспирантуре. С мамой они выступают дуэтом.
- Игорь Иосифович, о вашей научной работе наслышаны даже в немузыкальном кругу. Это она «повинна» в том, что вас избрали почетным членом королевского музыкального общества Великобритании?
- Верно. Так оценили англичане мою диссертацию. Мой труд был посвящен английской клавирной школе XVIII века. На первый взгляд – отвлеченная вещь, но на самом деле он сыграл определенную роль в развитии всей клавирной культуры России. Ведь все новое – хорошо забытое старое. Я занимался как раз этим «старым». Дело в том, что советское музыкознание считало, что Англия подошла к XVIII веку, не имея собственных музыкальных форм. Но известно, что именно в это время писал свою музыку Гендель. Но творчество не может развиваться на пустом месте. Значит, традиция существовала. Ее-то я и открыл. За что и удостоился чести быть избранным почетным членом королевского музыкального общества.
- Владивосток и клавирная музыка Англии XVIII века… Получается, что творческий человек – гражданин мира?
- В известной степени да. К примеру, Евгений Герцман, создавший в свое время кафедру в нашем вузе, является известнейшим в мире специалистом по древней музыке Греции и Рима.
- И все же возможен ли профессиональный рост в городе, который по экономическим причинам отрезан даже от центра России, не говоря уж о загранице?
- Разумеется, для музыканта очень много значит, в какой среде ты живешь. К нам не доезжают гастролеры, мы сами редко куда-либо выбираемся. И все же многое зависит от человека, от его желания работать. «Русское народное трио», в котором играют преподаватели академии, получило Гран-при во Франции. Это ли не пример исполнительского мастерства?
- Игорь Иосифович, а у вас возникало желание уехать отсюда?
- Скажу вам больше, была абсолютно реальная возможность. В свое время мне предлагали возглавить отдел культурно-массовой работы в ЦК профсоюзов в Москве с совмещением работы в музыкальной академии им. Гнесиных с перспективой руководства концертным залом «Россия». Я уже знал адрес своей будущей квартиры на Тверском бульваре. Но я тогда подумал, что родившемуся у моря здесь жить и дальше. И не уехал…
- Игорь Иосифович, считается, жизненный опыт – повод иронично относиться к жизни. Что может вызвать в вас душевный трепет?
- Искренность и талант.
Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»