И деньги могут стать бумагой

Сколько бы народу ни говорили на красный свет не ходить и за буйки не заплывать – не слушают, делают по-своему. Так и здесь: отдел внешних и общественных связей Главного управления Центробанка РФ по Приморскому краю известил, что все организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности обязаны принимать банкноты Банка России с незначительными повреждениями, а в магазинах, ларьках и прочих торговых точках приобрести что-либо на порванные деньги по-прежнему довольно непросто.

9 янв. 2002 Электронная версия газеты "Владивосток" №1100 от 9 янв. 2002

 Сколько бы народу ни говорили на красный свет не ходить и за буйки не заплывать – не слушают, делают по-своему. Так и здесь: отдел внешних и общественных связей Главного управления Центробанка РФ по Приморскому краю известил, что все организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности обязаны принимать банкноты Банка России с незначительными повреждениями, а в магазинах, ларьках и прочих торговых точках приобрести что-либо на порванные деньги по-прежнему довольно непросто.

Для эксперимента рваные деньги найти было не очень легко. В моем кошельке, к счастью (как для покупателя), таковых не оказалось. А знакомая посетовала: “Неделю с рваной десяткой по магазинам ходила, и нигде ее не взяли. Пока я этот червонец среди других купюр при покупке не сунула, меня от него не избавили”. В родной бухгалтерии сильно порадовали - удалось разжиться аж 700 «порчеными» рублями, причем купюрами разного достоинства. Дело оставалось за малым – отовариться на эти деньги.

Теребя полтинник с оторванным уголком, решила купить в продовольственном отделе магазина “Гермес” в районе Третьей Рабочей минеральной воды. Продавец брезгливо взглянула на купюру:

- Так она же рваная!

Последовавшая за этим пауза в 10 секунд, вероятно, означала, что мне следовало бы немедленно порыться в кошельке и обменять этот полтинник на новенький. Но этого, как вы понимаете, не произошло. Положение спасла женщина, по всей видимости администратор, которая как из-под земли выросла перед продавцом.

- Бери, - процедила она сквозь зубы. – Потом скотчем заклеишь.

Вот так, правда, не без посторонней помощи, удалось избавиться от первой купюры.

В ходе эксперимента удалось еще разжиться рваными деньгами. Все в том же “Гермесе”, а меня можно назвать его частым посетителем, захотелось купить пакет кефира, а из мелких денег было только 100 рублей. Продавец наотрез отказалась предоставить молочный продукт, потому что не было сдачи (интересно, что там говорится о том, что к открытию магазина в кассе должна быть сумма, необходимая для размена банкноты в 1000 рублей?). Оказалось, и это правило на деле не работает, а потому необходимой суммы в кассе не было. А на предложенный мною взамен полтинник и получила рваный червонец. Что самое любопытное, в соседнем отделе этого же гастронома спустя минуту купюру отказались взять!

- Как так! Мне ее только что в вашем же магазине дали, - возмутилась я. Продавец поняла, что отвертеться не получится, и взяла.

С приобретением на более крупную сумму проблем не возникло. В универсаме в отделе с разными дамскими красилками-мазилками и прочими женскими прелестями решено было оставить 250 рублей. Разорванная посредине пятисотка с оторванным боком предательски развалилась на прилавке. И вмиг исчезла в бездонной кассе бутика.

- Большое спасибо за покупку! Заходите еще!

Конечно, зайду. Кому же хочется носиться сломя голову по городу и скандалить в каждом магазине, если в кошельке окажутся рваные деньги?! Вероятно, девушке-продавцу было выгодней самой подклеить купюру и пристроить ее, чем вообще отказаться от выручки.

Не обошлось без скандала и в небольшом киоске на остановке “Адм. Фокина”. Продавец, не сдерживая эмоций, тут же перешла на крик:

- Где вы такие рваные деньги берете? Я их не возьму, у меня их начальство не примет!

- Так ведь Центробанк обязал всех брать такие деньги, - пытаюсь парировать я.

- Не знаю ничего про Центробанк, не возьму и все!

Брать не берут, зато как любят давать на сдачу. И попробуй откажись взять надорванную бумажку – на новую ни за что не поменяют. Все это время продавец не прекращала теребить купюру и проверять наличие водяных знаков. Еще несколько минут подобного диалога- и от очередной рваной купюры меня избавили.

Опростоволосился и фирменный магазин “Уссурийский бальзам 3” в Уссурийске. Аккуратно заклеенный с двух сторон тоненькой полоской скотча полтинник брать наотрез отказались. Выходит, самоуправство чинят не только в маленьких, продуваемых всеми ветрами киосках, но и в солидных фирменных магазинах. Неужели ни тем, ни другим нет дела до своих обязанностей и прав покупателя?

Вот и очередное волеизъявление свыше не укоренилось пока в народе. Отовариться на порванные деньги можно, но это будет стоить вам нервов. Говорят, копейка рубль бережет, а бумажную купюру, выходит, спасает только стопроцентная целостность. В противном случае даже сторублевая купюра может стать простой бумажкой.

Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, «Владивосток»