Налог на прибыль: ставки снижены
С 1 января 2002 года вступит в силу 25-я глава Налогового кодекса, которая регулирует начисление и уплату налога на прибыль организаций. Плательщиков этого налога ожидают серьезные изменения, причем многие из них носят принципиальный характер.
Во-первых, произошло снижение ставки налога на прибыль с 35 до 24 процентов. Тем самым еще раз нашел подтверждение провозглашенный правительством курс на снижение налогового бремени. Как известно, с 2001 года отменена прогрессивная шкала налогообложения физических лиц, и ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 13 процентов. Кроме того, у граждан появилась возможность существенно снизить облагаемые налогом доходы за счет социальных и других вычетов. Теперь пришла очередь юридических лиц.
Другим концептуальным новшеством исчисления налога на прибыль является введение открытого перечня расходов. До вступления в силу 25-й главы список расходов, на которые организация могла уменьшить свою налогооблагаемую базу, был ограничен и жестко регламентирован. Теперь же любые обоснованные и документально подтвержденные, связанные с производственной деятельностью расходы предприятия могут быть приняты при исчислении налоговой базы.
Серьезные улучшения ждут налогоплательщиков в области амортизационной политики, которая призвана стимулировать развитие производства и технологий. Главный принцип, который теперь будет действовать: у организаций должно быть достаточно средств для воспроизводства. С этой целью Налоговый кодекс предполагает снижение сроков использования оборудования, введение двух методов начисления амортизации и т. д. Подобная либерализация амортизационной политики обойдется государству примерно в 90 млрд. рублей (именно такую сумму оно недополучит после введения нового налога на прибыль). Однако эти потери должны быть компенсированы ожиданием существенного улучшения инвестиционного климата в стране, на который повлияют вышеуказанные изменения в налогообложении.
Налоговый кодекс устанавливает переход к определению доходов и расходов по методу начислений (по отгрузке продукции). С предложениями об этом давно выступали и сами бухгалтеры. При этом для снижения рисков законодатель ввел резервирование сомнительных долгов, которые можно будет списать, если через определенный срок после отгрузки деньги не поступили.
С нового года бухгалтеров ждет либерализация нормативных расходов. Так, сняты ограничения на часть командировочных и рекламных расходов, обучение персонала, добровольное страхование (кроме страхования работников).
В Налоговом кодексе впервые вводится понятие налогового учета. Настороженное отношение к данному нововведению можно объяснить тем, что бухгалтеры пока еще не знают, как его вести. Кроме того, теперь бухгалтерам придется вести два учета: бухгалтерский и налоговый. Однако на самом деле многие и раньше вели самостоятельно разработанный налоговый учет, который играл роль своеобразного противовеса бухгалтерской отчетности, чрезвычайно сложной и слишком далеко ушедшей в своем развитии от задач налогообложения. Под установленным в кодексе налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в определенном кодексом порядке.
Оборотной стороной снижения ставки налога на прибыль стала отмена всех льгот по данному налогу. При этом для малых предприятий, которые в течение пяти лет со дня создания пользовались льготным режимом налогообложения, предусматривается переходный период. Наверное, кто-то из плательщиков будет недоволен отменой льгот. Однако, отменяя льготы, законодатель следовал общепризнанному цивилизованному принципу, который определяет льготы как один из способов злоупотреблений. Не секрет, что льготами малых предприятий очень часто пользуются для ухода от налогообложения. Схема создания малых предприятий, которые ликвидируются сразу после окончания льготного периода налогообложения, давно известна. Новые правила должны стимулировать тех предпринимателей, кто хочет работать серьезно и долго, а не 1-2 года, пока они освобождены от уплаты налога на прибыль.
Распределение налога на прибыль по бюджетам будет производиться следующим образом: по ставке 7,5 процента - в федеральный бюджет, по ставке 14,5 процента - в бюджеты субъектов Российской Федерации, по ставке 2 процента - в местные бюджеты.
Автор: Пресс-центр МНС по Приморскому краю