Крабовые страсти

Рыбаки и капитан судна «Громобой», задержанного сотрудниками Дальневосточной оперативной таможни (ДВОТ) в районе промысла, намерены обратиться в суд с иском, в котором выражают несогласие с действиями таможни. Да и руководство компании-судовладельца «Дальфин» считает, что арест рыболовного судна был произведен с нарушениями таможенного законодательства и конституционных прав человека и носит явно заказной характер. Уже несколько недель судно стоит в порту у причальной стенки, а ущерб, нанесенный компании действиями таможни, оценивается в сотни тысяч рублей.

26 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1096 от 26 дек. 2001
Рыбаки и капитан судна «Громобой», задержанного сотрудниками Дальневосточной оперативной таможни (ДВОТ) в районе промысла, намерены обратиться в суд с иском, в котором выражают несогласие с действиями таможни. Да и руководство компании-судовладельца «Дальфин» считает, что арест рыболовного судна был произведен с нарушениями таможенного законодательства и конституционных прав человека и носит явно заказной характер. Уже несколько недель судно стоит в порту у причальной стенки, а ущерб, нанесенный компании действиями таможни, оценивается в сотни тысяч рублей.

Является ли причиной скандала многострадальный и «квотный» камчатский краб, сказать трудно. Свидетель он в данной ситуации безмолвный, к ответу его не привлечешь, однако именно он стал ключевым объектом боевых действий на море. Мы его, то есть краба, то вылавливаем нещадно, то вдруг рьяно начинаем оберегать, и даже пистолет у виска капитана – это жалкая прелюдия больших крабовых страстей, творящихся на море. Впору снимать сериал: «Человек, краб и таможня….»

Итак, серия первая.

СРТМ «Громобой» спокойно работает в море, ловит рыбку, и претензий к нему со стороны таможни до злополучной ночи с 24 на 25 ноября, на первый взгляд, не было. И вдруг на беду рыбаков в район промысла на отработку образцово-показательных захватов нарушителей прибыло таможенное судно «Виталий Кирсанов». Задача у таможни, сами понимаете, проста и ответственна: обнаружить, преследовать и задержать нарушителя. Только какого? Любого, совершившего нарушение, или определенного заранее? Забегая вперед, скажем, что после этой ночи таможенники рапортовали высшему начальству: задача успешно выполнена….

Действительно, не возвращаться же с пустыми руками в управление, надо отрабатывать необходимость нового плавсредства, не думая о разорении отечественных рыболовных компаний. Факт обеспеченности таможни оперативными судами только радует и утверждает чувство гордости, однако непонятно, почему прицел указующего перста в этот раз был направлен именно на СРТМ «Громобой». И тем более зачем оперативникам нужно было прибегать к вооруженным действиям по захвату судна, если капитан и команда даже не предпринимали никаких попыток неподчинения? Версий по этому поводу несколько, но о них чуть позже.

По сводкам ДВОТ, боевые действия развивались так: СРТМ «Громобой», заметив патрульное судно, пытался покинуть территориальные воды России в направлении Японии. После непродолжительного преследования судно-нарушитель было остановлено за пределами территориальных вод. Оперативная группа обнаружила на борту груз - живого камчатского краба общим весом 3500 кг. По данному факту составлен протокол о нарушении таможенных правил, и судно было отконвоировано в порт Владивосток для дальнейшего разбирательства. Эта цитата взята из официального документа о задержании судна…. А теперь посмотрим кино о том, что говорят по поводу задержания капитан и экипаж судна.

Судно находилось в экономической зоне РФ. В ночное время к судну подошел БТС «Виталий Кирсанов», с него подали команду «Остановиться!», которую капитан «Громобоя» незамедлительно выполнил. После чего последовал, по сути дела, вооруженный захват судна: СОБР таможни поднялся на судно. Затем капитан, являющийся единственным законным представителем власти на борту, был изолирован от средств связи, без санкции прокурора арестован и помещен в каюту под вооруженную охрану. Под командованием таможенников судно было отправлено во Владивосток. На этом у нас закончилась вторая серия, и, как вы успели заметить, расхождения в подаче фактов задержания есть и причем весьма существенные...…

И все-таки что же так обидело рыбаков и чем недовольны таможенники?

Руководство компании в этой ситуации возмущено тем, что только после двух суток административного задержания капитану было предъявлено предписание (то есть официальный документ, написанный от руки, без печатей и прочих необходимых реквизитов, к тому же оформленный задним числом) следовать в порт, а также протокол административного задержания. Эти документы капитан отказался подписывать, поскольку владельцем судна является компания «Дальфин». Кроме того, после подхода к причалу представители оперативной таможни почему-то не допустили на борт руководство компании, продолжая опросы капитана и команды. Не разрешили также подняться на борт и адвокату компании-судовладельца, силой выдворив его с палубы. К чему столь агрессивные методы, пока тоже неизвестно! Но интересно….

Из разряда версий.

В исковом заявлении руководства компании высказано предположение о заказном характере действий сотрудников ДВОТ. «При этом капитан судна, команда и судовладелец не имеют возражений против законных цивилизованных методов проведения правоохранительных действий, однако факты задержания судна «Громобой» говорят, по мнению заявителей, о самоуправстве и беспределе участников операции со стороны таможни» (это цитата из искового заявления). На борту краб - да, нарушение, но не повод для столь яркого скандала. Может быть, причина в том, что компания «Дальфин» много лет работает на рынке Приморья и успешно развивается, принося в казну края живые деньги (2 миллиона долларов за последние два года), создает рабочие места, развивая свою производственную базу в разных отраслях экономики на берегу. Может, эта самостоятельность и независимость компании раздражает некоторых «серых» кардиналов, не получающих с компании ожидаемую мзду? Вполне вероятно, что она может мешать многим, тем более что примеров уничтожения подобных рыболовецких компаний в крае предостаточно. А ведь указанный судовладелец не имел до последнего случая замечаний со стороны таможенных органов…...

Что же могло послужить причиной столь «комплексного» подхода таможни к судьбе компании? Подготовленное за четыре дня до захвата судна распоряжение об аресте «Громобоя» - показательный факт; прибавим к этому распространение соответствующих информационных сообщений в прессе. Все это напоминает хорошо спланированный и разыгранный спектакль.

Есть еще один факт, о котором стоит сказать, - операция по задержанию проходила в канун выборов в законодательное собрание Приморья, а руководитель компании являлся на тот момент одним из кандидатов. Так что в точке нахождения в море судна в тот момент пересеклись интересы многих наверняка нечистых помыслов. А с пистолетом у виска оказались капитан и, по сути дела, арестованная вместе с ним команда.

Судя по развитию ситуации, дело будет долгим и вряд ли праведным. Поэтому в качестве анонса многосерийного боевика можно представить содержание последующих серий.

Факты, изложенные выше, говорят о страшных делах, творящихся в крабовом деле. Невольно всплывает вопрос - а заказчики кто? Ведь так не хочется сомневаться в чистоплотности помыслов и поступков спецслужб, тем более таможни. В противном случае, действительно становится за державу обидно!

От редакции: мы хорошо понимаем, что материал, опубликованный выше, представляет позицию одной из сторон, задействованных в конфликте. (Которая, к слову, имеет право на высказывание, как и любая другая.) И поэтому готовы предоставить страницы «В» и для опубликования противоположной точки зрения.

Автор: Татьяна СОТНИКОВА, специально для «В»