В Новый год - с новым флотом
У причалов Большого Камня среди блестящих свежей краской сейнеров, катерков, готовых уже к выходу в море и отслуживших свое подводных лодок неожиданной махиной возвышается красавец теплоход "Уссури". Это судно Дальневосточного пароходства, которое судостроители планируют сдать заказчику в феврале следующего года.
На этот раз можно более уверенно, чем раньше, сказать, что планам заводчан сбыться суждено. На судне, экипаж которого два десятка моряков, сегодня ударно трудятся больше двух сотен рабочих Амурского завода. "Уссури" напоминает огромный муравейник, где каждый занят своим ответственным, важным и срочным делом. На мостике, в ходовой рубке идет установка и подключение электро-, радио-, навигационного оборудования, а большая часть помещений надстройки напоминает многоквартирный дом перед заселением новоселов - здесь уже укладывают линолеум, собирают и устанавливают мебель (негорючую и экологически чистую, конечно), в машинном отделении - чуде современной технической мысли - идет массовое изготовление трубопроводов всех систем, электромонтаж оборудования, на палубе меняется масло на кране, гидравлике крышек трюмов, швартовых механизмах. Ведется установка-монтаж грузового крана, подгоняются по "месту" якоря. Приводятся в порядок все общесудовые системы: пожарные, водоотливные, санитарные. Самое знаменательное и показательное - камбуз. Понятно, что пока его не введут в строй, судно в море не выйдет. Так вот там как раз наиболее "жилой" вид - уже стоят плиты, духовки, тестомешалки и мясорубки.
Ежевечерне директор Амурского СРЗ проводит селекторное совещание с заводом "Восток": что сделано за день, какие проблемы, чего не хватает, что нужно решить... На судне постоянно находится старший механик Анатолий Антонович Назаренко, почти ежедневно приезжают представители службы технической эксплуатации флота ДВМП.
Все едины в том, что теплоход надо сдать, и чем скорее, тем лучше. Давно "готова" для него работа, ведь по плану ждали "Уссури" еще в начале осени. Хотя и эта дата - уже не единожды передвинута и просрочена.
Столь засекреченные предприятия, какими являлись прежде и Амурский судостроительный завод и его филиал "Восток", имеют теперь вполне светскую известность. Лет пять назад завод прославился забастовками отчаявшихся от безработицы и безденежья судостроителей, опасная близость бастовавших к атомным реакторам подлодок привлекала тогда к заводу внимание многих СМИ мира. Впрочем, все это никак не влияло на изменения к лучшему в жизни "конверсионщиков", и дальневосточная оборонная отрасль уверенной поступью шла к краху.
Спасение пришло в образе сугубо гражданском. Дальневосточное пароходство в 1993 году вместе с судостроителями Комсомольска-на-Амуре разработало проект строительства серии сухогрузов. За первое головное судно заплатили полностью, не дожидаясь окончания строительства, 8,5 миллиона долларов, обеспечив заводу почти четыре тысячи рабочих мест, что помогло сохранить хотя бы часть профессионалов высокого класса.
Киль первого судна "спасительной" серии был заложен летом 1994-го, и сдача его в первоначальном контракте виделась еще в 1995 году. Но почти сразу пошли проблемы с поставками комплектующего оборудования из ближнего и дальнего зарубежья, да и заводчане, до того в последний раз выполнявшие серьезный гражданский заказ лет 30 назад, не сразу освоили особенности и требования изготовления судов не боевого назначения. В результате сдача состоялась в последние дни февраля 1997 года. Штрафы, которые "светили" заводу за столь серьезные опоздания, решили не брать, чтобы не топить и без того тонущих, и "простили" их заводу, доведя до логического завершения идею поддержки.
Уже тогда на стапелях Амурского завода стоял почти готовый близнец "Амура" - теплоход "Уссури", более того, начали "кроить" и третий - по имени "Зея". И даже существовал контракт еще на три подобных судна.
Разные причины виной тому, что морякам пришлось ждать новостроя целую пятилетку. В числе прочих - и приостановка в финансировании проекта со стороны самого пароходства, для которого последние пять лет можно назвать далеко не лучшим временем. И только в середине 2001 года руководство пароходства сумело "выкроить" два с половиной миллиона долларов на достройку "Амура". Более того, на повестке дня теперь стоит вопрос о новых заказах. И не только амурским судостроителям. Хотя они, наверное, более всех других заинтересованы и не теряют надежды получить новый заказ. Вернее, завершить то, что было начато еще в 1993 году. Серия сухогрузов для судостроителей Комсомольска-на-Амуре и Большого Камня - как прежде, отличный вариант, благодаря которому тысячи рабочих получат гарантированный заработок, завод сумеет продолжить свои проекты, сумеет выжить, наконец. Вот и стараются работники завода. Их не отпугивают длительные командировки в Большой Камень - 230 человек во главе с главным строителем Амурского завода Евгением Яковлевичем Коваленко уже несколько месяцев ударно трудятся на "Уссури".
И хотя работы еще невпроворот, у моряков ДВМП появилась реальная надежда и даже близкая перспектива увидеть в работе теплоход "Уссури". Это, пожалуй, самое яркое и радостное событие, наглядная лучшая и правдивая иллюстрация успешной работы компании, имя которой Дальневосточное морское пароходство.
* * *
А в конце минувшей недели в конференц-зале ОАО "ДВМП" прошла торжественная церемония подписания нового судостроительного контракта. На сей раз исполнителем очередного заказа моряков-дальневосточников стала одна из крупнейших в Китае Тяньцзинская судостроительная верфь.
По мнению экспертов, китайское судостроение в последние годы переживает бурный подъем; а если учесть, что стоимость рабочей силы здесь относительно невысока, то понятно, что размещение заказов на китайских верфях становится делом крайне выгодным. (К слову, ситуация весьма детально напоминает ту, что складывалась несколько десятилетий назад на верфях Южной Кореи.)
Реализуя рассчитанную на много лет и утвержденную акционерами программу обновления флота, в этот раз пароходство заказало сразу три многоцелевых сухогруза дедвейтом в шесть с половиной тысяч тонн с неограниченным районом плавания и классом автоматики А-1.
На церемонии подписания контракта генеральный директор ОАО "ДВМП" Александр Луговец выглядел просто именинником. И заслуженную гордость его вполне можно понять, особенно если учесть, что на состоявшемся в тот же день заседании правления компании уже принято решение о том, как будут называться новые суда. Головное судно будет нести на борту имя "Сергей Бочаров" - известного капитана ДВМП, руководителя компании "Трансфес", ушедшего из жизни в этом году. На другом борту будет имя погибшего недавно генерального директора ОАО "Восточный порт" Леонида Бочкова. Третье судно будет названо именем бывшего многолетнего руководителя Владивостокской мореходной школы Льва Пантелеймонова.
Сумма контракта - и это понятно - является коммерческой тайной. Известно, однако, что на начальной стадии финансирование проекта пароходство осуществляет собственными средствами при поддержке одного из российских банков. Не исключено, что чуть позже будут привлечены кредитные ресурсы одного из европейских банков.
В соответствии с подписанным документом все три судна, строительство которых будет вестись одновременно, должны вступить в состав действующего флота ОАО "ДВМП" через 15 месяцев после подписания контракта. А это значит, что к лету 2003 года пароходство ждет серьезное пополнение.
Автор: Александра САВЕЛЬЕВА, специально для "В", Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"