Золушку она сыграла после старухи Шапокляк
Это было на гастролях, в одном маленьком приморском городке. Она шла после репетиции мимо дворца культуры и вдруг увидела пацаненка,который “прилепился” у громадных театральных афиш с ее улыбающимся лицом. Не иначе как усы малюет, подумала актриса.
Это было на гастролях, в одном маленьком приморском городке. Она шла после репетиции мимо дворца культуры и вдруг увидела пацаненка,который “прилепился” у громадных театральных афиш с ее улыбающимся лицом. Не иначе как усы малюет, подумала актриса.
А когда поравняласьс мальцом, обмерла: тот, привстав на цыпочки, трогательно целовал портрет, где-то у подбородка,куда смог дотянуться…
Это воспоминание она считает самым дорогим. Хотя за долгую сценическую жизнь на ее долю выпало столько шумных оваций, букетов, искренних слов признательности.
Вот уже сорок лет Андреана Агбалян, ныне актриса Пушкинского театра, живет и дышит на сцене. Из них четверть века – на приморской: филармонической, театральной. Ее юбилейный концерт “Волна воспоминаний” собрал полный зал. Андреану Агбалян любят и ценят не только за ее артистический дар. Она обладает особым талантом души – дарить людям красоту искусства с необыкновенной энергией радости. Не случайно правление Всероссийского музыкального общества вручило ей диплом за активную музыкально-просветительскую деятельность.
А началось все с Ленинградского металлического завода имени ХХII съезда КПСС, где А. Агбалян пять лет работала копировальщицей в конструкторском бюро – чертила паровые, газовые турбины. Впрочем, через эту заводскую проходную прошла вся ее семья: мама, сестры, отец – он трудился здесь 30 лет.
На 35-тысячном гиганте индустрии был свой академический хор под управлением А. В. Свешникова. Это он помог ей шагнуть за свет рампы. А вообще эта судьба, вероятно, досталась ей в наследство от бабушки Надежды Владимировны Нэслер, актрисы божьей милостью, рожденной в Петербурге.
Вскоре Андреана Агбалян поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на факультет драматического искусства. И хотя чертежи еще долго снились, она не раздумывая променяла свою солидную зарплату на 33-рублевую (и это повышенную) стипендию. Музыкальной грамоте обучилась экстерном на первом курсе. Красный диплом не получила из-за единственной тройки в зачетке – по политэкономии. Не стала пересдавать – по идейным соображениям. Характер у этой девочки-дюймовочки был стальной смолоду.
Не обидела ее судьба и педагогами. Елизавета Ивановна Тиме еще бестужевкой танцевала Клеопатру в балете Фокина “Египетские ночи” вместе с Анной Павловой и Вацлавом Нижинским. Александр Юльевич Модестов – человек энциклопедических знаний и необычайного артистического таланта, 40 лет солировал на сцене Малого оперного театра: первый Кола Брюньон, непревзойденный Скарпиа. Это он на замечание профессуры в адрес студентки Агбалян, мол, она такая маленькая – ее не будет видно со сцены, - парировал: “Зато будет хорошо слышно”.
Действительно, где помещается в этой хрупкой женщине с мягкой улыбкой такой чарующий по тембру и красоте голос?
С этого вопроса и началось наше интервью после концерта.
- В семье у нас пела мама – Кира Андреевна. Все оперные партии я знала благодаря ей. А пианисткой она была просто блестящей. При этом свободно владела французским. Мама – это мои жизненные университеты. Она обладала особым долготерпением, чувством собственного достоинства и мудростью. Слишком много довелось пережить. Маленький пример: всю войну она прошла вольнонаемной, с тремя детьми, работала в первом отделе фронта.
- Андреана Гургеновна, ваше труднопроизносимое имя-отчество какого происхождения?
- Армянского. Это по отцу. А назвали меня в честь деда – Андрея Васильевича Смирнова, корректора Ленинградского отделения АН СССР, образованнейшего человека, он владел 16 языками.
- Известно, что ваша творческая карьера началась с комических старух и только несколько лет спустя вы сыграли роль Золушки?
- Действительно, так и было. Престарелые баронессы в оперетте - это далеко не последние роли. Но, конечно, всегда хотелось сыграть юных прелестных героинь. И вот однажды, как это нередко случается в театре, заболела главная героиня в ”Золушке”. Я ее заменила. Мне тогда было далеко за тридцать. Но помогли мой малый рост, природная моложавость и высокие каблуки. В Магаданском музыкально-драматическом театре мне довелось сыграть почти весь ведущий репертуар.
- Это в Магадане вы во время спектакля упали со шведской стенки, сильно расшиблись, но роль довели до конца?
- Мне не хотелось бы вспоминать об этом. Театр – жестокая штука. ”Искусство прежде чем дать человеку крылья, обычно ломает ему ноги”. Не мною сказано.
А я упала с верхотуры от переутомления. На долю секунды потеряла сознание. Это был двенадцатый спектакль подряд.
Но как раз в тот грустный момент жизни бог послал мне Валерия Головина, моего будущего мужа. Он приезжал с ”Дальтелефильмом” снимать кино.
- О вашей семье ходят легенды. Когда на улице вас встречают порознь, сразу начинают задавать вопросы: ”Не случилось ли чего?”. Это была любовь с первого взгляда?
- Да. Но это был мой третий брак. В этом году мы отметили серебряную свадьбу. Я благодарна судьбе за эту встречу. И не только за то, что Валерий терпит в доме все эти годы жену артистку. А это, поверьте мне, – стихийное бедствие и три пожара сразу. Он в любой ситуации остается мужчиной.
- Вы однажды пошутили: ”Никогда так много не работала, как на пенсии”.
- Это вовсе не шутка. В этом году у меня еще один юбилей – 10 лет как на пенсии, за выслугу лет. Но в таком напряженном ритме, как сейчас, еще никогда не жила. Получается почти по Гердту: ”Утро, вечер, Новый год”. Когда-то давно мой старый педагог сказал: ”Опыт – это распределение сил”. Сейчас я это понимаю...
- А на что не хватает времени?
- На дом. И очень жаль. Я все-таки человек домашний. Люблю принимать гостей, шить, вязать, стряпать, мыть посуду, когда есть горячая вода.
Мы с Валерием не случайно вместо привычного звонка повесили за дверью ”хвостик Иа”. Ведь настоящий дом – сродни сказке, радости.
- Вас сейчас постоянно можно встретить в Пушкинском театре на третьем этаже в окружении удивительной коллекции Александра Бутырина, дарителя, директора и хранителя Пушкинского музея.
- Мне выпала радость быть помощницей этого удивительного человека. И проводить многие часы среди этих бесценных экспонатов, знакомить с ними горожан и гостей города, опять же детей.
- Ваш поэтический талисман.
- “Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь – мелодия”. Несравненный Пушкин.
Автор: Беседовала Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»