Любовь, забота и труд

Комментарий Галины Геннадьевны Григорьевой, заведующей отделением диагностики, коррекции и телефона экстренной психологической помощи краевого центра социальной реабилитации несовершеннолетних “Парус надежды”, врача-психиатра, психолога:

19 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1092 от 19 дек. 2001
Комментарий Галины Геннадьевны Григорьевой, заведующей отделением диагностики, коррекции и телефона экстренной психологической помощи краевого центра социальной реабилитации несовершеннолетних “Парус надежды”, врача-психиатра, психолога:

- Проблема детской беспризорности огромная...… И решать ее следует с нескольких сторон. Во-первых, социальные службы на местах должны внимательно отслеживать неблагополучные семьи, где потенциально могут появиться юные беглецы (например, семьи алкоголиков; семьи с крайне низким уровнем доходов; семьи, в которых родители заняты своей работой настолько сильно, что не обращают внимания на детей, и наконец, это семьи с низким культурным уровнем и традицией жестокого обращения с детьми), и всячески помогать им.

Иногда уход подростка из семьи - это его протест против устаревших правил и требований. Ребенок вырос, у него появились новые запросы и мечты, а родители не могут перестроиться, не могут понять, что ребенок – уже другой! Достаточно было бы одного обращения к психологу – и ситуацию не пришлось бы доводить до крайности.

Уровень психического здоровья детей в последние годы неуклонно снижается. В нашем центре очень много ребят с задержками интеллектуального развития. А ведь здесь все дело в своевременном обращении за помощью. Если ребенок рождается с некоторым психическим неблагополучием (а таких сейчас немало), то отсутствие надлежащей помощи приведет к появлению расстройств, психических болезней. Такой ребенок становится еще более тяжелым в общении, родителям все труднее справляться, проблемы накапливаются, подросток решает, что он никому не нужен, что будет сам себе помогать, - и уходит. А на улице, пусть там холодно и голодно, но там – свобода, там, в компании себе подобных, беглец чувствует, что он нужен, что его принимают и понимают, пусть даже он грязный и не очень умный. И в этой же компании юный бродяжка впервые пробует наркотики.

Здесь возникает другая проблема – отсутствие у нас специализированных наркологических детских отделений (а ведь, например, в нашем центре 80 процентов детей или пробовали наркотики, или имеют зависимость). Специалисты, привыкшие работать со взрослыми, здесь не годятся.

Может быть, главная точка опоры для борьбы с беспризорностью – приемные семьи. Реабилитационные центры – это хорошо, но основная их функция – служить своего рода мостиком между семьей, которая не может или не хочет обеспечить своему сыну или дочери условий для развития, и приемной семьей. Такая практика в нашей стране есть. В Петербурге существует целый банк потенциальных приемных семей, а специалисты тамошнего центра помогают встретиться ребенку и приемной семье и опекают их. Конечно, здесь большую роль должно сыграть государство – оно должно предоставить приемной семье финансовую, медицинскую и прочую помощь. Кроме того, нужна пропаганда, нужно внушить обществу, родителям: вы можете воспитать еще одного ребенка, вы можете ему помочь, а мы всячески поможем вам. К сожалению, пока в нашем крае таких семей немного.

Вернуть беспризорнику любовь, заботу, показать ему, что он нужен, интересен, - вот основная задача.