«Квотный рефлекс»
Великий руководитель, вождь и учитель чукотского народа Абрамович выдвинул новую идею «чукчхэ». «Чукчи должны ловить рыбу, однако», - заявил Роман Аркадьевич в письме Михаилу Михайловичу. «Однако!» - подумал председатель правительства, а также председатель Морской коллегии, и его мысленному взору предстали несколько «суперкаяков», на которых все коренное население автономии с радостным гиком отправляется гарпунить жирную селедку. Но отняли селедку у народа жестокие враги «вождя учителя» - значит умрут мучительной смертью 300 млн. руб. инвестиций, которые большое и доброе сердце Романа Аркадьевича оторвало от себя для себя же в обеспечение «великого скачка» чукотской промышленности.
В свое время Роман Абрамович, гениально просчитав позицию на политической доске, добровольно отправил себя, отставного олигарха, в северную ссылку, причем на очень льготных условиях, выбрав для этого не самый маленький кусок страны. Оставаясь настоящим бизнесменом, Роман Аркадьевич понимал, что богатство (чье - понятно) должно работать. Не только в нефти, как говорится счастье, есть и другие симпатичные отрасли. А недостатки округа должны стать преимуществом нового бизнес-проекта. И завертелось!
Однако, слава богу, есть все причины считать, что Михаил Касьянов догадывается: супертраулеры, приобретенные губернатором Абрамовичем, нужны ему не для того, чтобы обеспечить продвинутые рыбоперерабатывающие предприятия в национальных поселках рыбным валом. Экспорт валютоемкого сырья - вот главная цель инвестиций «лучшего друга дальневосточных рыбаков» господина Абрамовича.
Где же взять столько рыбы? Конечно, дало себя знать хорошее рыночное воспитание Романа Аркадьевича. Было направлено скупое мужественное письмо на полюбившийся адрес - Москва, Касьянову, - где правительству откровенно предлагалось выложить на аукционы 80 процентов всех «рыбных» квот. Мол, вы только дайте - а мы все купим.
Но сделка провалилась. И тогда господин Абрамович, чувствуя подступающие убытки, как какой-нибудь оголтелый антирыночник, «вспоминает» о промышленных неаукционных квотах, которые положены ему как губернатору прибрежного субъекта федерации. И начинается: минтай сократили, треску просто отняли, а без сельди вообще жизни никакой.
Поскольку же законным путем квот не наберешь, чукотский вождь в лучших советских традициях «мимоходом» закладывает своего приморского коллегу Сергея Дарькина: мол, при общем сокращении квот Приморье было затронуто в меньшей степени. Неужто не знает несчастный, что у губернатора Дарькина теперь в приятелях сам глава Минэкономразвития Герман Греф, разящая дубина российской макроэкономики?!
С другой стороны, Абрамович - это вам не профессиональная гадалка. У него с информацией все в порядке. И если он пишет Касьянову, значит, это неспроста. Значит, он понимает, что нынешняя власть в Приморье не так уж крута.
Приморскому губернатору можно посочувствовать. Ведь, похоже, он пока не может разобраться, где, что и как с кем бы договориться, чтобы раз и навсегда.
Справедливости ради надо сказать, что «квотные рефлексы» некоторых губернаторов стали обостряться не так давно - ровно с введением нового порядка распределения квот. Зато теперь чуть что - бегут, болезные, к председателю правительства Российской Федерации. Бегут быстрее, чтобы не расплескать... негодование, переполняющее изнутри. «А нас обидели!» - расталкивая друг друга жесткими дружескими локтями, кричат они.
Думается, все эти стенания - закономерный итог политических спекуляций ряда лидеров прибрежных регионов. Все последние месяцы Госкомрыболовства РФ убеждало правительство и Минэкономразвития в нереальности 65-процентного «аукционирования» квот. После чего все вместе снизили эту ставку до 37 процентов. Тогда губернаторам стало ясно: вместо того чтобы трясти кулаками, нужно было готовить заранее согласованную всеми заинтересованными министерствами и ведомствами позицию. В итоге, когда поезд ушел, бегают, жалуются, клянчат добавки, подсиживают, стучат...
Впрочем, что для приморцев рыба? Эка невидаль: при Наздратенко границу отстояли. И ничего, все живы. Пока. Ведь многое зависит от личности того, кто договаривается в высоких столичных кабинетах, где иногда надо уметь и твердость показать, а то и матом...
Тем временем “квотный рефлекс” набирает силу.
Автор: Служба новостей «В»