Золотое «счастье» Пантикапея
Ежегодно в Крыму “черные” археологи извлекают из-под земли исторических ценностей на сумму около двух миллионов долларов.
В сентябре 2001 года в Нью-Йорке на одном из антикварных аукционов была выставлена на продажу монета древнего города Пантикапея с изображением грифона, предположительно VI-V века до н. э. Место обнаружения - Крым, Украина. Монета отчеканена из золота. Вес - 20 граммов. Стартовая цена - 35 тысяч долларов. Продан лот был за 80 тысяч долларов... Случай далеко не единичный. По оценкам ученых, ежегодно на территории восточного Крыма, в районе Керчи, незаконно извлекается из-под земли исторических ценностей на сумму около двух миллионов долларов. Каким же образом пантикапейские и прочие монеты Боспорского царства оказываются на нью-йоркских аукционах? Для того чтобы выяснить это, корреспонденты “Итогов” отправились в окрестности Керчи, где напали на следы современных расхитителей гробниц.
Работа на земле
В V веке до нашей эры на побережье Боспора Киммерийского (ныне Керченский пролив) возникло мощное Боспорское государство. Сегодня район Керчи - это настоящая археологическая сокровищница под открытым небом. Как напоминание об ушедших временах здесь сохранились руины древних городов - Пантикапея, Нимфея, Тиритаки, Мирмекия, Порфмия. Тут более полутора тысяч курганов, среди которых наиболее известны Царский, Золотой, Мелек-Чесменский, а также следы десятков поселений, оборонительные валы и могильники. Керченская земля просто начинена античными сокровищами. Именно поэтому контрабандный вывоз культурных ценностей с территории Крыма стал одним из самых прибыльных секторов теневого бизнеса. Еще в 1918 году “черными” археологами был убит тогдашний директор Мелек-Чесменского музея археолог Шкорпило. В советское время “черные” археологи присмирели, за незаконные раскопки можно было загреметь далеко и надолго, но с обретением Украиной “незалежности” бизнес вновь расцвел пышным цветом.
В Керчи тех, кто сделал своей профессией поиск и разграбление гробниц и древних некрополей, принято называть “счастливчиками”. “Счастливчики” хорошо оснащены технически - у них самые современные металлоискатели, щупы и прочее спецоборудование для поисковых работ. Они располагают самыми точными картами, отлично разбираются в истории и археологии и прекрасно осведомлены о конъюнктуре мирового рынка раритетов. По изъятым у “черных” археологов ценностям можно безошибочно судить, что сейчас пользуется спросом у коллекционеров: скифское золото, чернолаковая керамика, готские серебряные и металлические украшения, монеты. Нередко “счастливчики” работают под конкретный заказ. Например, в этом году была разграблена стоянка древнего человека времен неолита на горе Кошка. Обычно копателей каменные орудия труда не интересуют, значит, поступил заказ от коллекционера.
Работать “счастливчики” выезжают на машинах целыми группами, ставят палатки и копают несколько дней. Обнаружить и задержать их в принципе не составляет труда. Но что делать с ними после задержания? Доказать злой умысел очень сложно. Поэтому реальных уголовных дел - единицы. Кандидат исторических наук Леонид Пономарев, инспектор по охране памятников керченского археологического заповедника, рассказал, что ему практически каждый день приходится составлять акты о новых раскопах “черных” археологов, и пригласил нас лично посмотреть следы расхитителей гробниц.
На окраине города, в районе раскопок древнего города Нимфея, расположен некрополь, так называемая аллея склепов. Завидев нашу старенькую “Волгу”, от некрополя на большой скорости по проселочной дороге умчался “Мерседес”. “Возможно, на разведку приезжали”, - говорит наш гид. В районе некрополя - десятки свежих грабительских раскопов. В одном из склепов нам показали место ночевки грабителей. “Иногда они ночью приходят, роют с фонарем, миноискатель используют, - пояснил сопровождавший нас археолог Виктор Зинько, - но это редкий случай. Чаще копают открыто и ничего не боятся. Мы, к примеру, работаем, а они сидят на сопках, смотрят. Как только мы уходим, они начинают копать”.
Следы “черных” археологов в Керчи можно увидеть всюду. Супруга Виктора Зинько Елена, тоже археолог, рассказала “Итогам” такой случай. Два года назад после сильного дождя на горе Митридат открылся провал, ведущий в могильник. Это был грунтовый некрополь города Пантикапея, относящийся к V веку до н.э. “Мы начали изучать некрополь, но все могильники были давно разграблены. Склепы соединялись ходами, сделанными копателями, а нам досталось только то, что их не интересует, - настенные изображения”, - говорит Елена Зинько. По ее словам, местные жители постоянно подходили и говорили: “Да что вы там роете, там давно уже ничего нет”. Они знали, что говорили. Некрополь располагался непосредственно под частными жилыми домами, и керчане давно наткнулись на него в процессе рытья подвалов и туалетов.
Примерно раз в два месяца вместе с учеными сотрудники службы безопасности Украины совершают внезапные рейды по местам расположения археологических памятников. Практически каждый рейд заканчивается задержанием грабителей, однако по действующему законодательству страны их отпускают через трое суток. “Бояться им практически нечего, - говорит Виктор Зинько. - Эта уникальная земля даже не охраняется государством, поэтому копать здесь может кто угодно. Из 1000 гектаров территории города, на которых расположены археологические памятники, заповедником объявлены всего 50 гектаров. И даже если грабитель будет застигнут с поличным возле раскопа, он просто может сказать, что копал червей для рыбалки, а случайно обнаруженную ценность собирался вот-вот отнести в милицию или музей”.
Варенье с контрабандой
Но “счастливчики” - это лишь одно звено в цепи. В самом Крыму серьезных коллекционеров, способных заплатить большие деньги за археологическую находку, практически нет. Основные рынки сбыта находятся в России и на Западе. В Крыму активно действуют посредники-перекупщики, которые платят за вещь копателю примерно одну пятидесятую часть цены, по которой ее продадут коллекционерам. Все добытые вещи копатели, как правило, свозят в Симферополь к конкретным перекупщикам или в Севастополь. Там на известном черном рынке антиквариата “Горка” на улице Суворова в субботу и воскресенье все и продается. На прилавках у торговцев, конечно, нет ценных вещей, но если вы имеете рекомендацию, вам принесут все, что вас интересует. Кстати, здесь же на рынке делаются и заказы на поиск конкретных раритетов. Правда, можно запросто нарваться на подделку. Вот, например, диалог, свидетелем которого стал корреспондент “Итогов” на “Горке”: “Что интересует?” - “Антика”. - “Есть монета. Золотая. Пантикапей. Но дорого...” - “Сколько?” - “Полторы” (тысячи долларов. - “Итоги”). - “За тысячу сговоримся? Но надо посмотреть”. - “Вот когда посмотришь, тогда и будем сговариваться”.
Сговориться так и не удалось, потому что знающие люди покупателя предупредили: “Вам попытаются скорее всего продать фальшивку. Настоящая цена такой монеты примерно 70 тысяч долларов, и на здешнем рынке она вряд ли может появиться. Ценные вещи сразу уходят заказчикам”.
Однако купленные на черном рынке ценности надо еще вывезти из страны. Как рассказали “Итогам” в службе безопасности Украины, археологические находки вывозятся в основном по железной дороге, так как аэропорт в Симферополе в этом плане прикрыт надежно. Часть курьеров с антиквариатом удается задержать и в поездах. Самый свежий случай - задержание двух граждан, привлекших внимание сотрудников СБУ на севастопольском рынке “Горка”. Упаковав в картонные коробки более 40 изделий из глины, бронзы и камня, они намеревались вывезти их из страны на поезде. Контрабандисты были задержаны на таможенном посту “Казачья Лопань”. Сейчас против них возбуждены уголовные дела по статье 207 УК Украины по факту попытки контрабанды исторических и культурных ценностей. Но такие удачи случаются нечасто. Как говорят сотрудники СБУ, в вагоне всегда можно легко спрятать несколько ценных монет. Например, были случаи, когда монеты перевозили в банке с вареньем. Особенно спецслужбы беспокоят поезда московского и рижского направлений. Но в последнее время, говорят они, антиквариат стал уходить и по турецкому каналу на паромах. Заказчиков в Турции в основном интересуют находки времен Османской империи. Как и в поезде, на пароме найти добычу копателей довольно сложно.
Уже после того как антиквариат покинул границы Украины или России (со своими коллегами из ФСБ РФ украинские спецслужбы работают довольно плотно), ценности можно считать безвозвратно утраченными. Ученым остается только отслеживать появление тех или иных артефактов на аукционных торгах. Велико желание что-то купить, но денег у них на это просто нет. Сотрудники экспедиций, музеев и заповедников обращаются в прокуратуру с ходатайствами о возбуждении уголовных дел по этим фактам. Однако в подавляющем большинстве случаев в этом было отказано.
Данные, которые приводит комитет по охране и использованию памятников истории и культуры автономной республики Крым и крымский филиал Института археологии национальной Академии наук Украины, ошарашивают. Только за последние три года в окрестностях Керчи разграблено 60 античных, скифо-сарматских и средневековых могильников, около 300 курганов, а всего - несколько десятков тысяч захоронений. Координационный совет по охране памятников истории и культуры разработал программу спасения памятников археологии, на поддержку которой, по приблизительным подсчетам, потребуется около 1 миллиона гривен ежегодно. Местные ученые предлагают также признать археологические памятники Крыма зоной бедствия и задействовать бюджетные средства Украины, предусмотренные для чрезвычайных ситуаций. Тем более что ситуация, по их мнению, вполне чрезвычайная.
Автор: Александр ЖЕГЛОВ