Операция «ГорЛЮК»

Вооружившись небольшими монтировками, прямо посреди рабочего дня и проезжей части несколько человек вмиг сняли несколько штук крышек с люков городской канализации. Оказалось, что сделать это очень просто – достаточно легонько подцепить ее монтировкой, и она свободно открывается.

11 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1089 от 11 дек. 2001

 Вооружившись небольшими монтировками, прямо посреди рабочего дня и проезжей части несколько человек вмиг сняли несколько штук крышек с люков городской канализации. Оказалось, что сделать это очень просто – достаточно легонько подцепить ее монтировкой, и она свободно открывается.

Так началась операция “Городской люк” под кодовым названием “ГЛЮК”, которую провели корреспонденты “В” на городских улицах. Основной задачей была, так сказать, проверка владивостокцев на “вшивость”. Представьте себе картину – подъехали несколько молодцов на легковушке, сковырнули штук шесть крышек, покидали их в багажник и не торопясь поехали к следующему скоплению люков. Как бы прореагировали вы? Вопрос, конечно, интересный, к примеру, те прохожие и автомобилисты, которые могли воочию наблюдать наше “воровство”, не проявили никакого интереса к действиям “грабителей”. Нет, один прохожий все ж таки заинтересовался происходящим, подошел… и заглянул в разверзнувшееся отверстие - глубоко ли?!

Ошарашенные видимым бездействием горожан, мы вынуждены были вернуть крышки на законное место. Если честно, то удивлению нашему не было конца и края, ведь порой жизнь наша зависит от этих самых крышек. Сколько раз так бывало, что люди просто сваливались в открытые люки, хорошо если оставались целыми и невредимыми. Зачастую подобное падение может запросто оборвать тонкую нить человеческой жизни. Гораздо больший вред может принести открытый люк на проезжей части. Дыра может стать причиной большой аварии с невинными жертвами, не говоря о таких мелочах, как потеря одного колеса или подвески.

Вот тогда-то мы и вспоминаем об ответственности людей, в ведение которых входит люковое хозяйство. Мол, такие-сякие, не могут обеспечить городские люки крышками. Да, не могут, и прямо признают это. Во Владивостоке на сегодняшний день насчитывается 21 тысяча канализационных колодцев, соответственно 21 тысяча канализационных люков. И при этом нехватка крышек – 600 штук. С чем это связано, можете спросить вы. Абсолютно не с тем, что крышки приходят в негодность, таких единицы. К примеру, на Светланской и Дальзаводской встречаются крышки, коим перевалило за сто лет. Основной урон приносит воровство. Чересчур уж лакомый кусочек – чугун, в прямом смысле валяющийся под ногами. В пору, когда любой металл можно отнести и сдать, стали пользоваться спросом даже основания, на которые канализационные крышки кладутся. А ведь чтобы отковырять это основание – надо повозиться, возможно, даже кувалдой и кайлом, создавая много шума. Вот еще один факт, доказывающий, что жителям Владивостока абсолютно до лампочки то, что творится у них под носом. Интересно, а если с ул. Светланской начнут воровать трамвайные рельсы, все тоже будут молчать?

Кстати, продают чугунные изделия – имущество городской канализации – не только заготовителям металлолома. Есть вполне оговоренная цена за люк – основание и крышка – 500 рублей. Подобный тариф действует в кругах строителей, которые не гнушаются подержанным товаром. Специалисты МУПП “Горканализация” уже не раз находили свои пропавшие вещи у новостроев на Седанке. Однако не только ради наживы горожане тащат. Некоторые используют крышки для собственных нужд – для утяжеления на зиму багажника заднеприводных машин. Весной на городских стоянках можно найти до сорока штук уже ненужных чугунных лепешек.

Между тем городской канализации один люк обходится в 2500 рублей и еще примерно во столько же его установка. В неделю приходится восстанавливать в среднем по 10 люков. Таким образом, материальный ущерб городскому бюджету от деятельности грабителей составляет 50 тысяч рублей еженедельно. Мало того, работникам муниципального предприятия приходится устранять 15–17 канализационных засоров в день. Причинами засоров зачастую становятся открытые люки, куда сыплется мусор с улиц. А ведь даже камень средней величины может создать кучу проблем на неделю, если попадет в канализационную трубу.

По словам Александра Шугалея, директора производственного предприятия “Горканализация”, милиция, к сожалению, пока не оказывает действенной помощи в борьбе с похитителями люков. Не оказывает такой помощи и ГИБДД, инспектора которой не хотят проверять багажники автомобилей на наличие ворованных крышек. А тем временем воровство достигло огромных масштабов, теперь тащат не только чугунные крышки, но и бетонные «закрывашки». Их специалисты городской канализации вынуждены изготавливать, чтобы хоть как-то прикрыть зияющие дыры канализационных колодцев. Заметьте, одна такая “лепешка” весит 30-40 килограммов, и в одиночку ее не утащишь.