Я люблю Вас, Наденька!

Что такое травести, наверное, знают лишь любители кроссвордов да драматические артисты. Травести – это амплуа актрисы, которая играет роли мальчиков. А для меня амплуа травести навсегда ассоциируется с одной из моих любимых актрис – Надеждой Александровной Айзенберг. Мы обе с ней, мягко говоря, не очень молоды, но для обеих ее мальчишки стали незабвенными не только потому, что связаны они с нашей юностью, но и потому что это были те истинные творения, которые оставили след в душе как подлинные произведения большого искусства.

7 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1088 от 7 дек. 2001

 Что такое травести, наверное, знают лишь любители кроссвордов да драматические артисты. Травести – это амплуа актрисы, которая играет роли мальчиков. А для меня амплуа травести навсегда ассоциируется с одной из моих любимых актрис – Надеждой Александровной Айзенберг. Мы обе с ней, мягко говоря, не очень молоды, но для обеих ее мальчишки стали незабвенными не только потому, что связаны они с нашей юностью, но и потому что это были те истинные творения, которые оставили след в душе как подлинные произведения большого искусства.

…Она всегда знала, что станет артисткой, хотя, казалось бы, ничто этого не предвещало. Родилась в Уссурийске, отца не помнит, мать вечно затуркана работой и заботой о троих детях. Сначала мама работала парикмахером, потом недолго кассиром. Ну, скажите, при чем здесь театр? Наверное, что-то нашептала судьба…

В 17 лет она впервые попала в театр в своем родном городе и буквально на другой день пришла к главному режиссеру А. Ребнику и сказала, что ни много ни мало хочет быть артисткой, которая играет мальчиков. Слова “травести” тогда она, естественно, не знала. А была в своем замечательном девичьем возрасте маленькой, худощавой, и никто не давал ей больше 12 лет. Хотя не поэтому ее влекли мальчишеские роли. Нелегким было детство: суровая мать, постоянные тычки и обиды в школе, неумение постоять за себя, казалось, была бы мальчишкой - никому бы не дала спуску. Как это ни странно, ее всего лишь с десятилеткой взяли в труппу на самую маленькую зарплату. Она проработала в Уссурийском театре четыре сезона, говорила “кушать подано”, выходила в массовках, играла пионеров в колхозных пьесах и наконец “дозрела” к концу четвертого сезона до своей первой значительной роли - Олега в розовской пьесе “В поисках радости”.

Она играла тогда истово и отчаянно, каждый раз рвала сердце на части, не умея отстраняться от своих сценических персонажей. Наверное, ее не хватило бы надолго. И она пошла учиться профессии. Окончила студию при театре им. Горького во Владивостоке. Помимо того, что ей дала природа - безусловный талант, работоспособность, доброжелательность, интуицию, обаяние и органику, - она приобретала мастеровитость, умение приспосабливаться к партнеру, развивать режиссерскую мысль. Она пришла в Приморский ТЮЗ, и здесь опять же судьба подарила ей встречу с учителем, другом, режиссером И. М. Лиозиным. Игорь Михайлович был человеком удивительным. Большой, полный, весь какой-то уютно-домашний, он не имел собственных детей, потому к своим молодым артистам относился как добрый и справедливый отец. Он учил Надежду и всех остальных не только работе над ролью, он учил быть настоящими людьми, учил честно и с достоинством нести профессию.

Помню ее отважного, кристально чистого героя Валю Котика (“Ночное чудо”), отчаянного чертенка Алешку (“А с Алешкой мы друзья”), помню Варю (“Девочка и апрель”). А потом была арбузовская Таня, напоминавшая в начале спектакля не юную влюбленную женщину, а скорее, озорную девчонку. Тем ценнее становилось ее превращение из полудевочки-полуженщины в гордого волевого человека, что выстоит перед любыми трудностями. До сих пор помню, как играла Н. Айзенберг кульминационный момент спектакля - сцену у постели умирающего маленького сына. Сухие воспаленные глаза, в горле комом застыли рыдания, на лице ни слезинки. И только огромным усилием воли все выше, выше поднимает голову...

Но главной и любимой осталась для меня, да и для многих зрителей роль Делихьяра в очень популярной в 60-е годы пьесе “Будьте готовы, ваше высочество!” В пионерский лагерь “Артек” приезжал наследный принц из восточной страны. Какое чудо перевоплощения продемонстрировала актриса! Ее герой - стройный, как тростник, мальчик с гордо посаженной курчавой головой, он ходил мягко и бесшумно, как тигренок в джунглях, он был прекрасен, надменен и царствен. Принц Делик стал безусловной вершиной в творчестве актрисы.

Московские критики-снобы с удивлением узнавали, что Айзенберг - местная актриса, не имеющая столичной школы, они ставили ее вровень с крупнейшими травести отечественного театра Сперантовой, Князевой.

Ее ждали после спектаклей поклонницы и не узнавали в маленькой скромной женщине с деликатными манерами приглянувшихся им сценических мальчиков. А для нее главными были не внешние повадки ее героев (она отлично свистела, тренированное тело не боялось никаких сложностей), а процесс становления личности.

Она играла дорогих своих мальчишек 20 лет. Ушел из театра Игорь Михайлович, а вслед за ним вскоре покинула ТЮЗ к тому времени его ведущая актриса, в 40 лет получившая высокое звание народной артистки России, Н. А. Айзенберг.

Более 20 лет она в труппе краевого академического театра драмы. Здесь ей предстояло самое сложное, что профессионалы называют переходом, - смена амплуа. После мальчиков начать играть характерные роли: смешных тетушек, старушек, почтенных мамаш…

Ей повезло, работать с режиссером Е. Звеняцким так же легко и интересно, как когда-то с любимым И. Лиозиным.

Одной из лучших ролей, где актриса доказала, что выросла из брючек травести, стала беженка в “Рядовых” - это из первых спектаклей Звеняцкого в академическом театре. А за беженкой потянулась цепочка замечательных ролей. Ну в самом деле, вспомните ее экстравагантную Елизавету Богдановну в “Месяце в деревне” Тургенева, смешную и нелепую, порхающую бабочкой неповзрослевшую девочку, не по возрасту кокетливую, а в глубине души одинокую... Или совершенно неожиданную старушку Авдотью Ивановну в чеховском “Иванове”.

Поистине украшением замечательного ансамблевого спектакля “Поминальная молитва” стала финальная сцена. В крошечном эпизоде психологически точно и житейски достоверно сыграна целая жизнь, а элементы гротеска и самоиронии поднимают роль по-детски наивной, любопытной мамаши одного из главных героев пьесы до высот трагикомедии.

Она очень хорошая характерная артистка, а травести - великая. Недаром ей была вручена самая престижная награда Приморского отделения Союза театральных деятелей - премия имени народного артиста СССР А. Присяжнюка. Она - одна из ведущих актрис в труппе – волнуется перед каждой новой ролью как начинающая студентка.

В жизни неприхотлива и скромна до чрезвычайности. Устает… когда мало работы. Вообще работа, театр - ее главный якорь, главное спасение в непростой жизни.

У Надежды Александровны Айзенберг - юбилей. Присоединяюсь к словам героя любимого артисткой Чехова из рассказа “Шуточка”: “Я люблю Вас, Наденька”...

Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для "В"