«Кина» на наш век хватит
Помнится, еще великий Ленин говаривал, что кино – главнейшее из искусств. Но заветы Ильича как-то со временем утратили свою актуальность. Так или иначе, но отечественный кинематограф оказался в состоянии затяжного кризиса.
Помнится, еще великий Ленин говаривал, что кино – главнейшее из искусств. Но заветы Ильича как-то со временем утратили свою актуальность. Так или иначе, но отечественный кинематограф оказался в состоянии затяжного кризиса.
Ряд важнейших вопросов, связанных с будущим нашего кино, был поставлен перед участниками недавно завершившегося в Москве V съезда Союза кинематографистов России, на котором представителем Приморского отделения союза был директор телецентра кафедры тележурналистики ДВГУ Владимир Патрушев.
- Владимир Григорьевич, насколько оптимистично ваше настроение относительно киноперспектив после возвращения со съезда?
- Отечественный кинопрокат потихонечку реанимируется. За довольно короткий период снято 52 игровых кинофильма. На развитие кинематографа государство гарантирует выдать 50 миллионов долларов. Сумма звучит внушительно. Хотя если посмотреть с другой стороны, эта сумма лишь пятая часть тех денег, что были затрачены на съемки знаменитого «Титаника»…
- Съезд, вероятно, сотрясали горячие дебаты?
- Здравомыслящие профессионалы не ждали от съезда каких-то глобальных решений. Много споров, например, вызвал вопрос о критериях приема в члены союза. Посмотришь в зал – одни лысины. Где молодежь? Самым «буйным» на эту тему, пожалуй, было выступление режиссера Эмиля Лотяну (постановщик к/ф «Табор уходит в небо»). Долго сотрясал воздух, перечисляя свои заслуги на поприще кинематографа. Сложилось впечатление, что он и Михалкова не прочь пододвинуть с его должности главы союза.
- Показал ли Никита Сергеевич, как когда-то его тезка, «кузькину мать» съезду?
- Никита мудрый и дальновидный человек, сумел таким образом провести свою линию, в нужный момент огласить решение о возврате кинематографистам киноцентра, что за его кандидатуру в прежней должности голосовали стоя.
- Что, на ваш взгляд, является камнем преткновения в развитии, процветании российского кино?
- Все то же пресловутое отсутствие денег. (Как тут угнаться за технологиями Голливуда.) Из-за видеопиратства утекает около 3 миллионов долларов. Телевидение бессовестно пользуется кинопродукцией, не желая расплачиваться. Да ведь и зритель отечественный «посажен на иглу» американского боевика. (Непросто будет вернуть его к родным берегам.)
- Как эти проблемы решаются в цивилизованном мире?
- С видеопиратством ведется суровая, но малопродуктивная борьба. А вот с нашествием американского кино, например, во Франции нашли способы борьбы: с проката каждого боевика отчисляется 10 проц. на развитие своего кинематографа.
- Затрагивались ли на съезде проблемы документального кино?
- Это больная тема. Ведь документальное кино в кинотеатрах давно уже не демонстрируется. А телевидение перекрывает кислород, отдавая предпочтение рекламе... Иногда вспоминаются времена, когда к документальному кино было другое отношение. Интересно было бы сегодня пересмотреть некоторые свои фильмы. Наверное, пылятся где-нибудь на полках фильмотеки в дебрях бывшего «Дальтелефильма». Да что обо мне говорить, если у дочери Ираклия Андроникова - блестящего публициста, писателя, нет записей великолепных циклов выступлений отца. И она не может добиться от центрального телевидения права владеть ими. Жуткая монополия. Не очень-то жалуют документальное кино и в союзе кинематографистов. Странная политика: возрождая игровое кино, отодвигать на второй план проблемы документального кино, быть может, в большей степени дающего картину реальной действительности.
Отражению этой самой реальной действительности Владимир Патрушев служит всю жизнь. За годы работы на «Дальтелефильме» Владимиром Григорьевичем было отснято несколько десятков фильмов, некоторые из них были отмечены на союзных и международных фестивалях документального кино. Один из последних фильмов - «ТИНРО на пороге нового тысячелетия» - был показан на фестивале «Живая вода» в Петропавловске-Камчатском и в номинации «Корпоративное кино» был признан лучшим. На международном фестивале этнографических фильмов первой премией был отмечен фильм Патрушева «Игры с медведем». Съемки проходили в Хабаровском крае в поселении ульчей поселке Булава на ритуальном празднике. Фильм рассказывает о древнем обычае малых народов, который заключается в жертвоприношении медведя, выращенного людьми из медвежонка, с почестями отправленного в иной мир. Бережно сохраненная каждая косточка зверя, его шкура становятся символами поклонения.
В далеком 1972 году начинающий кинодокументалист Владимир Патрушев, показав на Ташкентском фестивале телевизионных фильмов одну из первых своих кинолент «Пахари», был признан среди профессионалов своим, с предложением вступить в ряды Союза кинематографистов СССР. Предложение пришлось отклонить по причине не законченного тогда высшего образования.
Старейший драматург, сценарист, кинокритик Николай Николаевич Кладо, посмотрев «Пахарей», был так щедр на комплименты в адрес автора, что молодой Владимир Патрушев, выслушав хвалебную тираду корифея, позволил себе «звездно» удивиться: неужели я и вправду так талантлив? Впрочем, самолюбованием Владимир Григорьевич никогда не грешил. Он снимал увлеченно, неутомимо, с азартом, всей душой проникаясь проблемами экологии края, реалиями жизни отдаленных селений. Незадолго до появления распутинской повести «Прощание с Матерой» Патрушев снял фильм о затоплении села Харитоновка. Сколько щемящих кадров вошло в него, глаза и лица людей, теряющих свою малую родину. Такая трактовка не могла не вызвать нарекания со стороны художественного совета «Дальтелефильма». Репутацию фильма не спасало и лжеоптимистичное название последнего варианта ленты: «Село меняет адрес». И прослыл тогда Патрушев чуть ли не антисоветчиком. Неутвержденные варианты фильма размагничивались, лишая автора права самому решать судьбу отснятых им кадров.
Но самым печальным событием стало закрытие «Дальтелефильма». Тогдашнее руководство телерадиокомитета, выставляя некогда ценные кадры на улицу, наложило вето и на их творения. Но как сказал как-то с грустной иронией коллега Патрушева Василий Рещук: «Кина на наш век хватит!»
Кинопроизводство местного масштаба, несмотря ни на что, не стоит на месте. Привычные монтажные столы заменили монтажные линейки и компьютеры. Кафедра тележурналистики за последние годы обновила оборудование в учебных помещениях. На благое дело пошли деньги от двух грантов «Евразия», выигранных Владимиром Патрушевым. Будущие кинодокументалисты учатся работать на современной технике. Пришлось и специалистам старой закалки осваивать компьютерные технологии. Владимир Григорьевич, показывая свои нынешние киновладения, вспомнил, как, попав в Японию, почувствовал себя школяром, впервые столкнувшись с компьютерным монтажом.
Прогресс – штука хорошая, да вот только иной раз вспомнится запах кинопленки, знакомый шелест ее на монтажных бобинах, особенная тишина перед дверью тон-студии… Хорошее было время у кино.
Автор: Татьяна БАТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»