Пересчитай мои деньги, мошенник!

Приятель мой Серега в общежитии слыл размазней и трусом. Как-то он вернулся зимой без куртки. Глаза ошарашенно выпученные: «Сволочи, позвали показать какую-то презентацию, а за киоском раздели… Слава богу, хоть живой остался».

7 дек. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1088 от 7 дек. 2001
Приятель мой Серега в общежитии слыл размазней и трусом. Как-то он вернулся зимой без куртки. Глаза ошарашенно выпученные: «Сволочи, позвали показать какую-то презентацию, а за киоском раздели… Слава богу, хоть живой остался».

Мошенники, грабители и разного сорта «разводящие» не дремлют ни в Москве, ни во Владивостоке.

И не только трус может стать их жертвой. Есть мошенники, которые так искусно разденут, что клиент и понять ничего не успеет. Конечно, талантами Соньки-Золотой ручки и предприимчивостью Сергея Мавроди далеко не каждому дано обладать, но любому авантюристу хочется придумать особую приманку, на которую клевали бы все. Разрабатывают мошенники обычно свои трюки в узкой сфере деятельности: одни возятся с наперстками, другие с валютой. Появляются в разных общественных местах: на толкучках, в магазинах, в переходах и даже в общежитиях. Сегодня мы поговорим о двух категориях воров, промышляющих на площади Луговой города Владивостока, о «разводящих» и о «гопниках». Первых сотрудники милиции относят к мошенникам, вторых - к грабителям. Но отличаются они друг от друга лишь манерой поведения с «клиентом».

Что делать, если к вам на улице подойдет «разводящий»? Кто они такие, эти плохиши-«гопники»? А догадываетесь ли вы, сколько они зарабатывают в день?

Ребячьи шалости

- Мы сейчас пройдем по Луговскому рынку, а ты смотри в оба, наблюдай за выражением моего лица, я тебе всех «разводных» здесь покажу, - сказал командир взвода патрульно-постовой службы Ленинского РУВД Степан Сурмай.

В небольшом кафе в углу возле окна сидели трое мужчин лет 30-35. Один из них, плотный чернявый детина, трогательно нянчил «тамагочи», тут же у столика стоял юркий парнишка с бегающими глазками и о чем-то запальчиво говорил, но, завидев нас, замолчал.

- Орлы! - улыбнулся Степан. - Вот тебе, Настя, и «гопники». Раздевают и подростков щуплых, и мужиков квадратных, причем они не угрожают, а ведут себя, как настоящие дипломаты.

- Здорово, начальник,- пробасил один из «дипломатов» и начал сверлить нас тяжелым взглядом.

Просто так любоваться на «гопников», сидящих в ожидании подходящей работы, больше не хотелось, и мы вышли.

На рынке меж рядов нам попалась девочка маленького роста со смиренным личиком и, потупившись, тоже поприветствовала моего напарника.

- Запомни ее, - посоветовал Степа и, переждав, когда та пройдет, ошарашил: - «Разводящая» со стажем.

В Юлькиной бригаде четыре девчонки 13-15 лет и один чумазый мальчонка. Работают они ловко и сплоченно.

Обычно Юля подходит к изрядно подпитому дяде и робко спрашивает: «Хочешь секса?» Довольный мужик в предвкушении дешевого наслаждения следует за ней за киоск где-нибудь на Луговой или на Спортивной. А здесь, в тени, их поджидают остальные ребята, которые сбивают «клиента» с ног и через пару минут оставляют в адамовой одежде. В таком виде жертва вряд ли погонится за своими обидчиками или бросится за помощью на стационарный пост милиции, скорей всего ползком или мелкими перебежками будет добираться до подворотен, чтобы сокрыть свой стыд от мирских глаз. Иногда Юлька предлагает мужику пропустить стакан беленькой на пару, незаметно подсыпает в водку какое-то зелье, дожидается, когда мужичок одуреет, а дальше действуют по тому же сценарию: подбегают ее малолетние напарники, чистят карманы, снимают цепи, печатки, часы и испаряются. Юлька запросто заговаривает зубы простоватым Фросям, рассказывает сердобольным дурочкам о себе – «сиротинушке», баек этих у нее множество, на все случаи жизни, а в это время ее коллеги занимаются карманами и сумкой кулемы. Но больше всего эта волчица в овечьей шкуре любит говорить напрямую, особенно с ладно одетыми школьницами. За умение «общаться» Юлю, едва ли окончившую пять классов, уважает братва с Луговой.

Разговор у нее блатной, повадки зековские:

-Ты че, капуста, вооще в натуре нюх потеряла. Ты хоть сечешь, кто перед тобой стоит…

Обычно перепуганные школьницы этого знать не хотят и деньги, выданные родителями на завтраки, тут же выкладывают Юльке с друзьями на прокорм. А питаются они, надо полагать, неплохо: в день на брата по полторы - две тысячи навара. Да уж, общение – великая вещь.

Любовь – залог успеха

В рации что-то зашуршало и забурчало.

- Ребята, - услышали мы голос работника патрульно-постовой службы Владимира Маниченко, - сладкую парочку «разводил» задержали. Заходите в будку, погреетесь, про влюбленных расскажу.

Возвращаемся со Степаном на стационарный пост греться и слушать.

- Прибежал пацаненок лет четырнадцати, кричит: «80 рублей забрали!» Мы туда, - рассказывает Владимир. - Задержали. Парень почти Геркулес, двадцать лет недавно стукнуло, с ним девчонка красивая, по ней и не скажешь, что разбоем промышляет. Но девчонки в этом деле очень выгодны. Есть у них привычка «отработанные» (в переводе со сленга – украденные) вещички, пардон, в бюстгальтер складывать. Видит, милиционер подходит, сразу рука юрк под кофту, глаза сделает честные, мол, да ты что, дядя, я сроду ручек у соседок по парте не воровала, а ты меня вон в чем обвиняешь. Пока доведешь «бедняжку» до поста, она добычу свою на землю сбросит, а дружок ее, тоже ведь не дурак, следом пройдет да сброшенное поднимет.

- Чем же сегодняшняя история закончилась?

- Деньги подростку отдали, этим лекцию прочитали, что такое хорошо и что такое плохо, и отпустили.

- Как отпустили?

- Чтобы дело уголовное заводить, нужны свидетели, а «разводят» они обычно в темном углу. Если же кто-нибудь из продавщиц рынка и увидит, не сознается, а то ведь фрукты перетопчут, да еще и по голове настучат. Но и при свидетелях не всегда можно «гопника» к уголовной ответственности привлечь. Для этого нужно, чтобы тот у «лоха» (так в криминальном мире всех жертв мошенников называют) «отработал» не меньше трехсот рублей. Затрудняют работу милиции и сами пострадавшие. Многие панически боятся писать заявления, поэтому не обращаются. Некоторые дамочки сначала домой бегут проплакаться, валерьянки выпить и только спустя несколько часов к нам приходят. Хочется обратиться к гражданам: подходите к сотрудникам милиции сразу же после происшествия! Не бойтесь описывать обидчиков, все эти лица нам знакомы, их нетрудно будет вычислить и задержать. Легче будет найти свидетелей и возбудить уголовное дело.

Но лучше не попадайтесь в их паутины, не доверяйте подозрительным личностям, предлагающим вам на улице выгодные сделки. Ведь бывают нелепые ситуации, в которые попадают неглупые люди.

Ситуация 1. Хочешь быть боксером?

Смеркалось. Володя шел к цветочному киоску покупать девушке цветы, но не дошел, остановил его мужик, представился тренером. Начал Вовику свидетельства и визитки всякие показывать да говорить, что с пеленок тайским боксом занимался, а его, Вовку, хочет взять к себе в ученики. Парень загорелся, обрадовался.

- Как ты думаешь, друг, я тебя на лопатки уложу? - неожиданно спросил «тренер».

- Запросто, - с восторгом ответил паренек.

- Ну тогда мне на сигареты двести рублей не хватает, займи, а! Придешь ко мне заниматься, отдам, - расхохотался золотым ртом боксер.

Вовка осмотрелся: в нескольких шагах от него гикало трое таких же «тренеров», довольных бесплатным спектаклем.

- Кретин, - подумал Вовка, - сам же признал, что этот сильней меня.

И начал выворачивать кошелек.

- Гомон у тебя ладный, оставь мне на память, - сказал знаток тайского бокса, - а куртка фуфло, сам такую носи.

Все смеялись, а Вовке было горе: цветов он так и не купил.

Ситуация 2. Плейер к наушникам подошел

Новый, дисковой, фирменный, с кучей наворотов. У пятиклассника Миши дыхание перехватило от мысли, что теперь этот плейер его. Он еще не спустился со ступенек магазина, как к нему подошел мальчик на голову выше и попросил посмотреть покупку.

- Тоже, - говорит, - такой хочу купить.

Миша доверчиво протянул дорогую вещь, мальчуган развернулся и пошел.

- Ты куда? – завопил Михаил.

- Домой, - невозмутимо ответил мальчишка, - я живу через дорогу, пошли ко мне, проверим с друзьями, подходит ли твой плейер к моим наушникам.

Рядом с ним уже стояли четверо веселых друзей. Миша вздохнул и промолчал.

Ситуация 3. Купюры пересчитаем, чтоб не отобрали

- Не страшно по ночам одному ходить? - спросил голос за спиной.

- Не из пугливых, - рявкнул Виталик, почесывая кулак, и обернулся. – Че, думаете, «гопников» никогда не видел.

Два «разводных» переглянулись.

- Да ты не нервничай, таких, как ты, мы уважаем и не трогаем, - успокоил один. - Но есть у нас в районе бригада одна, так тем все равно.

Дальше следовал рассказ о зверствах авторитетов и предложение:

- Давай мы твои купюры пересчитаем, номера запишем и тут же тебе их вернем. Это на случай, если ты на тех ребят натолкнешься и деньги у тебя отберут. Мы по старой дружбе тебе их вернем. Только при условии: десять процентов от содержимого твоего кошелька - нам.

Но когда деньги считали, вдруг прошел мимо ребят прохожий «случайный» и выхватил всю пачку.

Ребята закричали: «Урод!», «переживая» за хорошего человека. А Виталик плюнул и отошел.

Что делать, если к вам подошел «разводящий»? Советует командир взвода патрульно-постовой службы РУВД Степан Сурмай:

1. Нужно постараться не краснеть и не заикаться, не вспоминать, что не навестил любимую тетю, не кричать среди бела дня, что опаздываешь на последнюю электричку.

2. Ни в коем случае не отходите “общаться” за киоск, в подворотню, к гаражам. Нужно оставаться в людном месте.

3. Не стесняйтесь обращаться к прохожим за помощью, рядом с вами может оказаться защитник.
4. Самое главное - не бояться получить в нос. Если эти ребята увидят, что вы не трус, они оставят вас в покое.


Справочник для обывателей:

Гопник – злобный дядька с огромными кулачищами, который выходит из-за темного угла и грозно кричит: “Гони деньги, а то зарежу”.
Разводящий – не грубиян, говорит спокойно, почти ласково: “Ты мне денежки давай на квартиру и в кино”. Но если его разозлить, он может в гопника превратиться.
Лохи – жертвы первых двух групп.
Назвать точное количество разводбригад, «трудящихся» во Владивостоке, сложно. Но, проведя небольшой опрос среди работников патрульно-постовой службы и участковых из разных районов города, я остановилась на пятидесяти. Возрастные рамки от двенадцати до сорока лет. Социальный статус разный: студент, иногда отличник, спортсмен, часто разрядник, дембель, порой судимый.

Работники ППС Ленинского РУВД утверждают, что подростки обычно «разводят» хорошо одетых сверстников, тех, кто приходит на барахолку без родителей за дубленками и куртками. Поэтому они настоятельно советуют мамам и папам не выряжать своих детей в норковые шубки, не обвешивать золотом и дорогие вещи покупать вместе с ними.

Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, «Владивосток»