От людей дела до людей тела. Как нам реорганизовать выборы в праздник
Хочется праздника! Праздника народовластия, но при этом всенародного. Чтобы единым порывом, в общем строю, рядами и колоннами, со стягами и штандартами. Чтобы хорошо поставленный баритон на повышенных тонах в плохо настроенном динамике: “На площадь вступает...” Кто вступает, во что вступает - неясно, дребезжит раструб, но баритон праздничен, и именно неясность произнесенного возвышает, создает атмосферу истинного торжества, где-то даже торжища. Вот уже хором кто-то запел: “Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня...”
Хочется праздника! Праздника народовластия, но при этом всенародного. Чтобы единым порывом, в общем строю, рядами и колоннами, со стягами и штандартами. Чтобы хорошо поставленный баритон на повышенных тонах в плохо настроенном динамике: “На площадь вступает...” Кто вступает, во что вступает - неясно, дребезжит раструб, но баритон праздничен, и именно неясность произнесенного возвышает, создает атмосферу истинного торжества, где-то даже торжища. Вот уже хором кто-то запел: “Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня...”
Локти товарищей
Понятно, время нынче иное: каждый сам по себе - и со своим счастьем и со своими бедами. Собрать и счастье, и заботы в одно место и устроить общий праздник выглядит невозможным. Но почему бы не совместить приятное с полезным и не устроить всенародное ликование совместно с выборами? Так сказать, два в одном флаконе. И можно это сделать не откладывая 9 декабря, когда откроются избирательные участки для выборов депутатов законодательного собрания Приморского края и сознательное население с правом волеизъявления двинется к месту отправления своей гражданской позиции. И будет праздник, в котором традиция майско-ноябрьских демонстраций совершенно гармоничным образом перетечет в традицию декабрьских выборов. Но в наше непростое время праздник надлежит соответствующим образом обеспечить. Чтобы были сплоченность, чувство локтя, уверенность в товарище.
Фанфары и “наружка”
Понятно, в век Интернета, пиара и глобальной угрозы международного терроризма вряд ли какой здравомыслящий организатор всенародного праздника станет публично рассказывать о масштабности творческих замыслов и выводить единомышленников на площадь для генеральной репетиции. Поэтому контуры праздника обрисованы лишь вчерне.
Известно, что праздник народовластия 9 декабря начнется с фанфар, которые прозвучат из крайизбиркома для непосредственных участников мероприятия. Они делятся на три категории. Первая: главные действующие лица - 252 бойца, внесенные в избирательные списки и поделенные на колонны, которые вступят на площадь публичной политики. Вторая: плохо поддающийся подушному подсчету персонал, обеспечивающий мероприятие, - члены окружных и прочих избиркомов. Третья: разного сорта наблюдатели, к которым также следует отнести милицейские патрули и одетую в штатское “наружку” ФСБ.
Единение на марше
При всей желаемой массовости праздника протекание выражения гражданственного апофеоза недопустимо пускать на самотек. Обывательские массы вряд ли смогут самостоятельно разобраться, кто из 252 героев настоящий, а кто мнимый. Поэтому героев следует выпускать на площадь публичной политики группами, объединенными легко различимыми признаками. А лозунги и транспаранты в разных группах марширующих могут быть совершенно одинаковыми. Это в полной мере соответствует преемственности майско-ноябрьских традиций в современном варианте выборно-декабрьского праздника. К признакам, объединяющим колонны, можно отнести следующие: вождистские, должностные, партийные и идейные.
“Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков”
Самые яркие, в дистиллированном виде, признаки формирования праздничной колонны по принципу “Вождя на броневик!” традиционно проявил патриарх приморских политических апофеозов депутат Госдумы Виктор Иванович Черепков. Он так и заявил: “Будет такая специальная колонна, осененная моим именем”. Сначала он говорил, что в колонне будет маршировать 31 герой, потом сам же скостил число осененных до 26. Имена товарищей по своему имени Виктор Иванович пока держит в тайне, но известно, что каждый из них будет иметь в петлице бант с надписью “человек Черепкова” (ЧЧ). Некоторые уже получили такие банты, чем чрезвычайно гордятся, поскольку другим нечем: не графой же “временно неработающий”.
Правда, массе празднующих следует внимательнейшим образом приглядываться к петлицам, поскольку в колоннах героев могут оказаться “человеки Черепкова” прежних созывов и замесов, но которые в настоящий момент этого почетного звания лишены навсегда как неоправдавшие. К таковым следует относить демонстранта Соловьева, грудью ложившегося на пики захватчиков во время второй осады “Серого дома”, дабы защитить вождя, но потом не пошедшего все-таки до конца. Где конец - это тайна, о которой доподлинно знает только сам вождь, но которую он так и не открыл никому на своем тернистом пути.
В том же списке “неосененных” - участники группы “Единый город” в думе предыдущего созыва Рыбалкин и Полозова, которые также не до конца осознали честь несения звания “человека Черепкова”. Если идти дальше, то в иных колоннах можно будет встретить “человеков Черепкова” самого раннего разлива. Списки бывших ЧЧ весьма обширны, предатели вождя встречаются на каждом шагу, поэтому празднующим, прежде чем разражаться овациями, надлежит проявлять повышенную бдительность.
Сценарий прохождения колонны “людей Черепкова” будет, вероятнее всего, таков: неизвестные молодые люди в очках с тонированными стеклами вынесут высокохудожественную голову вождя, на сократовском лбу которого будут явственно читаться сокровенные мысли о судьбах народных. Созерцание торжественного прохода группы молодых людей с одной грандиозной головой на плечах, несомненно, вызовет восторг и восхищение. Под возгласы и обсуждение величия головы молодые люди пройдут, оставшись так и не замеченными.
Трудно, правда, сказать, чего именно добивается сам вождь, вознося свое тело и голову над чужими плечами. Очевидно, что рамки Государственной думы теснят истинное величие вождя, недавно он, в частности, заявил о своем выходе из фракции “Народный депутат”. Все-таки для небольшого провинциального праздника участие фигуры такого масштаба выглядит несколько чрезмерным, но на то и пост, чтобы потом звезда была.
Тайное становится в колонну по четыре
Особенно засекреченной будет колонна, которую можно кратко назвать “дроздовской черной полусотней”. Она также объединена вождистским признаком, но вождь тут неизвестен, хотя имя его бессмертно. Зовут его обобщенно - Мафия. Известно, что в колонне пройдет ровно 50 человек, не 49 и не 51, и что заместитель полпреда Пуликовского Александр Дроздов проявил недюжинные способности, чтобы выявить тайное формирование этой колонны в отдаленном тупичке нашего грядущего праздника. Однако поименно назвать демонстрантов с длинными руками и темным прошлым он почему-то постеснялся, и есть сомнения, что к празднику колонна “получерносотенцев-дроздовцев” будет рассеяна вооруженными наблюдателями из патрулей и “наружки”. Но у обывателей прохождение этой колонны вызовет несомненный интерес хотя бы потому, что, кроме звуков поступи, никто ничего не увидит, как ни вытягивай шею и ни сажай детей на плечи. Это обидно, но впечатляюще и послужит хорошей темой для пересудов с тещей на кухне вечером после праздника.
На алтарь служения
Многочисленная колонна героев, уже не раз печатавших шаг по праздничной брусчатке, может быть сформирована хоть сейчас, причем из лиц, хорошо известных и соответственно себя зарекомендовавших. Это мэры и главы администраций городов и районов, депутаты прежнего созыва, руководители крупных заводов, газет, пароходов, коими они были как во времена майско-ноябрьских традиций, так и поныне. Но хорошее знание ими друг друга почему-то как раз и является фактором, мешающим быстрому равнению и построению. Все они уже неоднократно послужили делу народного процветания и праздничным восторгам масс и намерены вновь применить свой опыт к тем же чаяниям населения. Поэтому и в прохождении заметно стремление к индивидуальности и обособленности.
Но некоторое кучкование наблюдается и в этой категории служащего люда. Так, ранее неизвестный конгресс промышленников и предпринимателей “Приморье” свел воедино и крепких капиталистов, и истинных большевиков. В этой колонне можно встретить рядом администратора Сопчука, государственного мытаря Кучеренко, общественника - борца за правопорядок Коноплю вместе с депутатом-коммунистом Роговым и редактором-бизнесвумен Соловьенко. Сплоченность этого коллектива, очевидно, на порядок ниже, чем у предыдущих колонн, поэтому слаженной маршировки под оркестр может и не получиться. Но в любом случае эта колонна оживит общую атмосферу праздника, она будет нарядно и живенько (каждый по-своему) приукрашена, а выпускаемые ею воздушные шарики с надписями “Бюджет”, “Зарплата”, “Достойная жизнь” станут радостью для детворы, столпившейся у обочин.
Впрочем, многие из “конгрессменов” уже успели засветиться в период выборной кампании рассылкой писем по конкретным адресам - то к Международному дню матери, то к Дню инвалидов... Говорят, над этими письменами многие даже рыдали. Да и как не поплакать сирым и убогим, когда хотя бы раз в четыре года приморские магнаты присылают им бумажки вместо рефрижератора с мясом, коим тот же инвалидный дом мог кормиться целый год. Но это так, кстати.
А вот по центру маршрута колонн толпится небольшая группа людей с плакатом “Люди дела”. В подворотни не забегают, стоят себе посередине. Не пьют, наверное. Транспаранты у них тяжелые, не каждый такие понесет: в ответе за то, за это. Может, на центральную трибуну их, вместо начальства, чтобы сразу за все и ответили. Но какое ж начальство просто так трибуну покинет, поэтому пусть “Люди дела” стоят на виду вместе со всеми.
Основания для размышления
На этой ярмарке блоков, вождей, партий и амбиций все-таки есть люди, которые искренне верят, что они могут что-то изменить. Такие были и на майских-ноябрьских демонстрациях 15 лет назад. Только их было очень мало. Очень мало их и сегодня. Но есть верные признаки, чтобы и их выделить из шумного праздника народовластия. Это - реальное дело за спиной, жизненный опыт, отсутствие списка перебежек из одного лагеря в другой, из красных в белые и наоборот, незамеченность в политических скандалах, уголовной чернухе и в очередях к иностранным посольствам за визами поближе к своим банковским счетам. Поищите их глазами в массовке демонстрирующих, не обманывайтесь звуками бравурных маршей и яркостью летящих воздушных шариков обещаний. Найдите и примкните к таким людям. И тогда этот праздник станет и вашим.
Автор: Владимир ОЩЕНКО, "Владивосток"