«Брат-3,4,5»: японские якудза, китайские триады и просто русские бандиты
«В чем сила, брат?» – интересуется в общеизвестном фильме герой Сергея Бодрова у каждого встречного-поперечного, наставив на собеседника ствол. И глубокомысленно, перед нажатием курка, заявляет, что сила не в деньгах, не во власти и даже не в динах (единицах физического измерения силы, равных силе, сообщающей массе в 1 гр. ускорение в 1 см в секунду). «Сила, - говорит Данила, - в справедливости». И стреляет. И сердца отечественных зрителей наполняются гордостью за отечественный бандитизм, столь романтичный и преисполненный вечной русской идеей борьбы за братство, равенство и справедливость.
«В чем сила, брат?» – интересуется в общеизвестном фильме герой Сергея Бодрова у каждого встречного-поперечного, наставив на собеседника ствол. И глубокомысленно, перед нажатием курка, заявляет, что сила не в деньгах, не во власти и даже не в динах (единицах физического измерения силы, равных силе, сообщающей массе в 1 гр. ускорение в 1 см в секунду). «Сила, - говорит Данила, - в справедливости». И стреляет. И сердца отечественных зрителей наполняются гордостью за отечественный бандитизм, столь романтичный и преисполненный вечной русской идеей борьбы за братство, равенство и справедливость.
Нижеследующие заметки – не кинематографической природы, хотя им и можно было бы предпослать «титр»: «Все события имели место в реальной жизни». Но некоторое ощущение гордости за отечественный бандитизм могут вызвать и они, хотя это целью автора не является. И чтобы заранее оградить себя от упреков в романтизации гангстерских историй, автор считает необходимым предупредить: все действия, описанные ниже, преступны по своей природе, носят агрессивно антиобщественный характер, нацелены исключительно на получение наживы незаконным путем и не могут являться примером для подражания, а тем более поводом для признания этих действий «гордостью за российский характер».
Якудза перевооружаются
Ежегодно в Японии выходит так называемая Белая книга преступности. Ее издает в Токио главное полицейское управление страны. По-японски дотошное и детальное, это издание, как правило, включает в себя массу статистических данных, таблиц и диаграмм. Белая книга преступности выходит, как правило, в начале каждого года по итогам года минувшего. Книга-2001 еще только готовится к печати, но некоторые данные настолько ошеломили японских блюстителей порядка, что они решили обнародовать их задолго до выхода отчета о своей неусыпной и бдительной деятельности в 2001 году.
Ошеломляющей статистикой оказалась цифра, согласно которой в 2001 году на первое место по популярности среди японских профессиональных уголовников вышли контрабандные пистолеты Макарова российского происхождения, заявил представитель Национального полицейского агентства Японии. Об этом с некоторой долей сенсационности сообщили на днях чуть ли не все крупные японские информационные агентства.
По словам токийского высокопоставленного полицейского, с января по октябрь в Японии было конфисковано 95 “макаровых” - на 60 штук больше, чем за весь прошлый год. При этом за это же время полицейские при арестах и обысках отобрали у японских мафиози всего 36 пистолетов ТТ китайского производства, которые ранее составляли в гангстерских группировках основу бандитских арсеналов, а теперь, похоже, перешли на вторую строчку по популярности.
Словом, наши бандиты натянули нос китайским триадчикам или, выражаясь соответствующим языком, «отмели у китаез джаповскую тему по пушкам». Сценаристам «Брата-1,2» можно садиться за новые тексты с восточным колоритом. А мы продолжим в жанре документалистики.
В Японии действует крайне жесткий режим контроля за огнестрельным оружием - даже лицензию на охотничий дробовик получить здесь весьма непросто. Якудза довольно редко решаются на стрельбу, и каждый выстрел из бандитского или полицейского “ствола” становится здесь новостью для средств массовой информации. Однако обладание ТТ или “макаровым” служит для якудза своего рода знаком принадлежности к клану и символом престижа. Уголовные авторитеты здесь обычно вручают пистолеты молодым бандитам, когда принимают их в круг полноценных членов мафиозной группировки. По данным главного полицейского управления, в Японии сейчас на руках находится несколько тысяч “макаровых”. Один такой пистолет стоит здесь 500-700 тыс. иен ($4-6 тыс.). Это превышает цены на оружие на черном рынке в России и, естественно, привлекает наших контрабандистов, которые давно уже нашли общий язык с «тревожными» коллегами из Страны восходящего солнца.
Бесхозные стволы
“Макаровы” везут из России в основном на рыболовецких судах, которые ежедневно десятками заходят в порты Японии. Обычной рыбной контрабанды для простых русских бандитов уже, видимо, недостаточно. Тривиально, не так щекочет нервы, опять же много возни с ловлей, доставкой. Процент прибыльности тоже значительно меньший. То ли дело – «стволы». И места мало занимают, и стоимость приличная.
Одна странная история с контрабандой партии «макаровых» произошла в апреле этого года в порту Отару на острове Хоккайдо.
Шестого апреля в рыбный порт Отару зашел СРТМ «Островка», управляемый капитаном Юрием Пальвалем. Рыбаки намеревались загрузить снасти для промысла лосося, на который СРТМ и направлялся. Японские таможенники провели досмотр, не обнаружили ничего запрещенного и покинули траулер...… чтобы вернуться через несколько часов снова вместе с полицией. Повторный досмотр дал ошеломляющий результат даже для видавших виды служителей таможни Отару – в трюме вдруг нашлись 20 пистолетов Макарова, патроны к ним и глушитель. То, что представители японских властей пришли по некоей наводке, очевидно. Но при этом никто из членов экипажа российского траулера не был обвинен в организации провоза этой контрабандной партии оружия «в особо крупных размерах».
Владельцы судна (вначале капитан Юрий Пальваль, а затем и Валентин Бурков, председатель совета директоров ОАО «Пиленга», которому и принадлежит «Островка») выразили сомнение, что этот опасный груз принадлежит кому-либо из членов экипажа - слишком неудачно он был спрятан. Видимо, такие же сомнения были и у японской стороны, потому что за все время расследования, которое вели местные правоохранительные органы, никто из российских моряков не подвергался сколько-нибудь тщательному допросу, а тем более аресту. Не было также уведомления о задержании судна.
Пистолеты, естественно, были сразу же конфискованы, затем оформлены как «бесхозная контрабанда», и 18 апреля, после 12-дневного весьма ленивого расследования, «Островка» отправилась в море.
Более того, у японских властей претензий к экипажу “Островки” в принципе нет. Заход в порты Японии судну не запрещен. На борт возвращены все изъятые ранее документы. По мнению руководителя ОАО «Пиленга» Валентина Буркова, «японские власти продемонстрировали глубокую порядочность».
По словам одного из сотрудников генерального консульства России в Саппоро, полицию, видимо, удовлетворили объяснения капитана, который заявил, что пистолеты были “подброшены конкурентами” с целью подорвать авторитет “Островки” и компании «Пиленга», уже давно работающих вместе с японскими партнерами.
Кто мог подсунуть такой необычный «подарочек» в рамках суровой конкурентной борьбы, каким образом «макаровы» все-таки оказались на борту, случилось ли это во время стоянки траулера в России, а может быть, в промежутке между двумя досмотрами уже в Японии – неизвестно и по сей день. Ни «Пиленга», ни полиция Хоккайдо по этому поводу не распространяются. Инцидент исчерпан, стволы до якудза не дошли, к чему ворошить старые новости?
Но, согласитесь, история более чем странная. Особенно если учесть, что она имела такое продолжение, что просто просится в сериал «Брат-3,4,5».
От брата в Саппоро – брату в Осаке
День в день с уходом «Островки» из Отару - обратите внимание, господа сценаристы! - в Саппоро, центре губернаторства Хоккайдо, полицейские арестовывают главаря местной мафиозной группировки, который послал по почте своим “коллегам” 10 пистолетов Макарова российского производства.Через день арестованы также двое получателей посылки с оружием в городе Осаке - общепризнанной “столице” якудза. Посылка была отправлена из Саппоро примерно неделю назад (то есть когда «Островка» еще стояла у причала в Отару). Получатели, являющиеся служащими частной компании, пришли за ней и сразу же были задержаны полицейскими с поличным.
Обнаружили же пистолеты в посылке, согласно официальным сообщениям японской полиции, бдительные почтовые служащие, которые заподозрили неладное и на всякий случай “просветили” посылку рентгеновскими лучами.
Такая вот «сценарная разработка»…...
Криминальное братство
Контрабанда оружия, наркотиков, нелегальных эмигрантов из России в Японию и из третьих стран по российскому маршруту в Страну восходящего солнца, кража автомобилей в Японии для переправки в Россию, контроль за проституцией и отмыванием грязных денег – все это сферы деятельности вполне устойчивого союза, который сложился в треугольнике «русский Дальний Восток – западное побережье Японии – северо-восточные провинции Китая». «В» недавно рассказывал об операции, проведенной спецслужбами Хоккайдо и Приморья по пресечению переброски нелегальных эмигрантов из Ирана через Владивосток в Японию.
Оружейная тема обнаружила в рассказанной нами истории только самую верхушку айсберга, но очевидно одно: пока официальные власти – дипломаты и силовики этого треугольника - выгадывают и торгуются, якобы в высших интересах своих стран и правительств, якудза, триады и просто бандиты договариваются быстро, легко и без проблем.
В чем сила, брат?
В братстве как таковом…...
Из Белой книги Японии по преступности, 2000 г.
Организованные преступные группы («Борекудан»)
“Борекудан”, японская антиобщественная криминальная группа, в основном известная как “Якудза”, классифицируется законом как “организация, обеспечивающая своим членам возможность коллективно совершать незаконные акты насилия”.
В год расцвета - в 1963 г. организация “Борекудан” насчитывала примерно 184100 гангстеров. С тех пор до 1987 г. наблюдалось постепенное снижение численности организации. Начиная с 1987 г. вновь наметился рост численности этой организации. Тенденция роста была прекращена введением специального закона, направленного против незаконной деятельности “Борекудан”. Однако за последние годы вновь отмечается рост численности “Борекудан”. К концу 1999 г. общая численность “Борекудан” составляла 83100 человек, из которых 43900 являются полноправными членами, а 39200 считаются просто сообщниками.
По состоянию на 1999 г. действовали три основные группы “Борекудан”: “Ямагучи-гуми”, “Инагава-кай” и “Сумиёши-кай”, насчитывающие в своих рядах примерно 30300 членов, что составляет около 69% от всех полноправных членов организации “Борекудан”.
В 1999 г. полиция конфисковала у членов “Борекудан” 580 стволов ручного оружия. Однако начиная с 1985 г. число конфискаций постоянно снижалось из-за способности организации укрывать свое оружие более изощренными методами и способами.
При подготовке публикации использованы материалы Владивостокского центра исследований организованной преступности при Юридическом институте ДВГУ.
Автор: Владимир ОЩЕНКО, Владивосток»