Медленно трамваи уплывают в даль
На площади Луговой в последние годы становится все многолюднее и одновременно - анархичнее. Зеленый, «рекреационный» участок превратился в замусоленный базар, своеобразную владивостокскую клоаку. Неудивительно, что сначала исчезла зелень, позднее Степан Макаров, а теперь и трамваи. Все сделано для того, чтобы отдать крупный городской узел на растерзание торговцам, разного рода “барыгам» и частным извозчикам.
На площади Луговой в последние годы становится все многолюднее и одновременно - анархичнее. Зеленый, «рекреационный» участок превратился в замусоленный базар, своеобразную владивостокскую клоаку. Неудивительно, что сначала исчезла зелень, позднее Степан Макаров, а теперь и трамваи. Все сделано для того, чтобы отдать крупный городской узел на растерзание торговцам, разного рода “барыгам» и частным извозчикам.
Их здесь прибавилось. Новый маршрут под номером 90т («Луговая - центр») призван подменить трамваи 4 и 5-го маршрутов, которые за долгие годы стали символами краевого центра. Не прошло и недели, как водители популярного 54-го маршрута жалуются на свежеиспеченных конкурентов, заменивших электротранспорт. Пассажиров пришлось поделить. Народ вынужден пользоваться услугами нового маршрута – в часы пик не до размышлений о горькой судьбе владивостокского трамвая. И вообще владельцы частного транспорта на коне.
Вот подъезжает мужик на автобусе с надписью «требуются водители» и пытается завербовать нашего редакционного шофера. По всему видно, что желающих долго искать не будет. А бизнес выгодный...…
А то, что с отзывом трамваев на Светланской исчезнут пробки, – полная чушь. Достаточно в эти дни проехать по центральной улице и увидеть, как огромные автобусы в погоне за пассажирами мечутся с полосы на полосу и создают огромные пробки. В отсутствие трамваев. На фешенебельной Светланской ни одной парковки. Автомобили вопреки правилам облепили все пешеходные дорожки. На иномарках власти эксперимент не проводят...…
Был вагон четвертый номер...
Людмила БРЫЗГАЛИНА, «Владивосток»
Честно признаться, в это не верилось до самого последнего дня, до минувшей пятницы, когда отцы города исполнили-таки угрозу очистить улицу Светланскую от трамваев.
И вот красно-желтые и расписные вагончики не ходят по главной городской магистрали уже шестой день, а в голове до сих пор не укладывается: это как же надо было провиниться бедному электротранспорту, чтобы его объявили персоной нон грата и отодвинули на городские задворки. За что?
Да просто мешает он городской жизни, провоцируя образование заторов и пробок, объяснил решение мэрии заместитель городского головы Иван Аброськин, ни обойти его, ни объехать – жди, понимаешь, когда на остановках одни пассажиры из него выйдут, другие зайдут...… А если, не дай бог, посреди улицы авария – трамваи же первые останавливаются и всем загораживают дорогу. Поди протиснись на своем джипе, скажем, на остановке «Лазо» между вагоном и стихийной автостоянкой у тротуара. Пробле-ема, как говорит известный сатирик.
Это правда. Только почему ее надо решать за счет самого популярного и массового транспорта, максимально отвечающего интересам горожан? «А мы вместо неуклюжих вагонов на этот маршрут дополнительные автобусы поставим, - пообещали градоначальники. - Они юркие, если какой затор – вмиг объедут».
Решение, прямо скажем, далеко не соломоново. Во-первых, автобус в наших условиях – удовольствие платное, а значит, не для всех. Во-вторых, сколько же надо дополнительных автобусов, чтобы заменить курсирующие по Светланской трамваи? Несложный расчет показал: минимум 200. Вы их видели? Я – нет. А вот тучи народа на остановках и давку в так называемых микрушках наблюдала. И, в-третьих, как же надо не любить людей во вверенном тебе городе, чтобы вот так походя заменить самый экологически чистый транспорт на самый грязный. Мало нам заводов, портов и ТЭЦ в городской черте, давайте еще заведем на каждого жителя по дополнительной выхлопной трубе.
По этому поводу должны, наверное, сказать свое веское слово «зеленые», но они почему-то пока молчат. Зато вовсю выражаются на промежуточных остановках потенциальные пассажиры, не имеющие возможности втиснуться в проходящие мимо автобусы. А уж как ворчали селяне, приехавшие на традиционную пятничную ярмарку со своей продукцией и не распродавшие почти половину товара. По причине отмены трамваев основной контингент их покупателей – пенсионеры и малоимущие просто не смогли добраться до центральной площади.
Рельсы – не для улицы центральной
Записал Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, "Владивосток"
Такого мнения придерживаются специалисты управления благоустройства и содержания г. Владивостока.
- Лично я считаю, что если просто убрать трамваи со Светланской, не убирая пути, это полумера, - рассказывает Григорий Смирнов, заместитель начальника этого управления. - Ведь весь вопрос в том, чтобы убрать как раз рельсовые пути, из-за которых дорожное полотно на улице Светланской постоянно подвергается разрушительному воздействию. Так как историческая улица является еще и одной из основных магистралей города, то ей нужно уделять особое внимание. Она должна иметь соответствующий профиль, определенные технологические параметры – постоянно осушена, минимальная концентрация снега. Но рельсы всему этому мешают. Во-первых, они не дают возможности нормально проводить ремонтные работы, плюс нарушают целостность асфальтобетонного покрытия. Последнее как раз и приводит к основным разрушениям. На стыке рельсов и дорожного покрытия существуют щели, куда постоянно попадает влага, наносящая 90 процентов урона. Особенно опасно это в осенне-зимний период, когда идет постоянный перепад температур. Здесь действуют законы физики – при замерзании вода расширяется, что влечет за собой разрушение асфальта. Молчу уже про лето, когда в Приморье наступает сезон дождей. Последний ливень только на Светланской натворил дел на 2 миллиона рублей.
Во-вторых, наше управление обслуживает около 200 километров городских дорог, из которых на улицу Светланскую приходится только 4,3 километра. Так вот на текущий и ямочный ремонт этого участка дорожно-ремонтное предприятие Ленинского района тратит 70 процентов энергии и денег. А без этого нельзя, ведь Светланская – это историческая и культурная часть города. Однако наши усилия по облагораживанию центральной улицы постоянно сходят на нет. Одна из причин – технологические прямоугольные отверстия, которые ремонтники ТТУ делают на стыках рельсов. Это нужно для того, чтобы рельсы не проваливались. Здесь сказывается тот факт, что шпалы, заложенные несколько десятилетий назад, уже износились и не соответствуют современным требованиям. Давно было пора заменить деревянные на более надежные железобетонные.
Вывод один – уже давно назрел вопрос полного пересмотра системы железнодорожного городского электротранспорта. Мне кажется, что рельсы со Светланской нужно убирать, а дорогу приводить в соответствие с технологическими требованиями, принятыми в мире. Кстати, сейчас трамвайные пути занимают пять метров из четырнадцатиметровой ширины дороги.
Все так, как в 12-м году
Ирина ИВАНЮШИНА, "Владивосток"
Впервые о том, что со Светланской необходимо убрать трамваи, заговорил еще 38-м году инженер-архитектор, автор проекта “Большой Владивосток” Евгений Васильев. Конечно, трамвай как вид городского транспорта очень необходим и по многим параметрам уступает только метрополитену, поясняет Валентин Аникеев, профессор ДВГТУ, кандидат архитектуры. Там, где большие пассажирские потоки, не каждый вид транспорта сможет тягаться с трамваем. Но еще в 38-м году стало ясно, что совмещать на одном уровне трамваи и остальной транспорт просто ни к чему. В большинстве городов, где строились новые линии или велась реконструкция, трамвайные пути выносились на второстепенные улицы. Даже во Владивостоке на участке от Луговой до Борисенко есть обособленное полотно, и трамваи почти не мешают движению машин и никак не влияют на состояние проезжей части.
На Светланской в некоторых местах четыре-шесть полос движения, фактически же мы имеем две полосы, одна из которых идет по трамвайным путям. Плюс ко всему водители устраивают полосу стоянки машин. В этой ситуации Алеутская и Светланская никогда не справятся с тем потоком транспорта, который есть, поэтому постоянные пробки, транспорт двигается “ползком”. Не забывайте, что трамвай – это пульсирующее движение, все останавливаются и ждут, пока выйдут и зайдут пассажиры. Разбивается и проезжая часть.
Поэтому совмещать на одной проезжей части трамвай и транспорт безрельсовый нельзя, и это уже стало аксиомой. И проводить трамвай нужно не по тем улицам, которые являются магистралями автомобильного движения. Есть реальное предложение, которое было в генеральных планах еще 1961 года: убрать трамвай со Светланской на Корабельную набережную и улицу Дальзаводскую. Даже была определена трасса, в которой всего две заминки – нужно было обходить территорию “Дальзавода” и выходить на Светланскую в районе церкви, а также сделать крюк и возле Матросского клуба. Это было дельное предложение, и его можно было реализовывать, но, как всегда, не было денег. К тому же в то время это было не очень актуально, не было таких больших пассажирских потоков. Вот все так и осталось с 12-го года, когда трамвай начали строить. Были и другие предложения - во всех генпланах Владивостока и транспортных схемах трамвай через площадь Баляева проходил по туннелю. Тогда пятый маршрут можно было бы совместить с седьмым. Вот только строящийся за китайским рынком торговый центр заткнул место выхода трамвая из туннеля.
Еще один голос за перенос трамвая со Светланской - это вибрация, которую создает этот вид транспорта. От проезжающих трамваев идет вибрация примерно в 6-7 баллов по шкале MSK – 64, что по шкале Рихтера составляет около 5 баллов. От этого достается старым раритетным зданиям в центре Владивостока. Кстати, в Мюнхене эту проблему решили по-своему. Колесо трамвая внутри имеет резиновую прокладку, а пути сделаны на бетонном основании. Это позволяет вагончикам передвигаться плавно и практически бесшумно.
А может, их отдать частникам? Как такси
Виктор ДРАГОВОЗ, студент
Разговоры о том, что делать с владивостокскими трамваями и троллейбусами, ходят давно. Одни предлагают сделать их рентабельными, а значит, платными. На что работники ТТУ сразу заявляют, что тогда платить придется не пять рублей и не десять, а почему-то больше. Другие – сторонники бесплатного эксперимента.
А между тем в стране, в центральных областях уже есть первый опыт аренды электротранспорта. В журнале “Профиль” за прошлый месяц прочитал информацию о том, что в одном из российских городов отдали несколько троллейбусов в аренду частникам. Те их отремонтировали и возят народ. Но уже цену диктует мэрия. Тоже эксперимент. Может, нам что-то подобное попробовать с нашими трамваями и троллейбусами? Отдали же в свое время таксопарки свои разбитые “Волги” частникам. Некоторые до сих пор ездят.
Понятно, что частника на пассажирском транспорте трудно контролировать. Но здесь хоть что-то городская казна получит. А от автобусников ни денег, ни экологии.
Хотя от них и много пыли
Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»
Если нынешняя политика городских властей приведет к исчезновению «всенародных» электрических вагончиков с владивостокских улиц, то последствия будут не только социальные, но и экологические. Ведь по вместительности один трамвай стоит нескольких маршруток. И если даже пробок на улицах станет, как нас убеждают, меньше (во что верится с трудом), то чада и дыма явно прибавится. Ведь именно автомобили дают 40 проц. всех окислов азота, насыщающих атмосферу краевого центра. Допустимая норма давно превышена, и антитрамвайные репрессии лишь усугубят положение.
За комментарием мы обратились к Борису Преображенскому, профессору ДВГУ, главному научному сотруднику Тихоокеанского института географии ДВО РАН, заслуженному экологу России: «Трамвай – один из самых экологичных видов транспорта, в этом с ним может соперничать лишь троллейбус. Однако у трамвая есть и своя беда – большой шум. Кроме того, трамваи поднимают много пыли, но это уже вина не их, а городской администрации. Что случится, если трамваи уберут? Дороги от этого лучше не станут, людям будет труднее добраться до работы. Ведь трамвай уникален тем, что на него всегда можно рассчитывать, чего не скажешь о троллейбусах, автобусах, зависимых от снежных заносов и прочих погодных неурядиц. О маршрутках и говорить нечего. Одним словом, без трамвая город не получится. И в экологическом смысле мы ничего с упразднением трамваев не выиграем».
Будем учиться на своих ошибках?
Людмила БРЫЗГАЛИНА, «Владивосток»
Кто учится на своих ошибках, известно. Умные люди предпочитают анализировать чужие. Тем более что мировая практика накопила их более чем достаточно во всех мыслимых и немыслимых областях человеческой деятельности. Так нет же, нам нужно шашку наголо – и по головам ли, по трамваям…
Кстати, в решении запретить трамвайное движение в городе наша мэрия оказалась далеко не первой и не единственной в мире. Так, в Лондоне в 1950 году уже пытались ликвидировать электротранспорт, как не отвечающий современному ритму городской жизни. А через десять лет начали чесать затылки: оказалось, что ни подземка, ни новые автобусы, ни почти полмиллиона таксомоторов не в состоянии справиться со столичным пассажиропотоком. Мало того, автомобили своими выхлопами значительно ухудшили качество воздуха. Тогда скрепя сердце муниципалитет вынужден был признать трамвай идеальным видом городского транспорта и начал кампанию по его возвращению на лондонские улицы. И знаете, сколько на это потребовалось времени? Ровно 50 лет! Разрушать-то легче. Городской трамвай вновь зазвякал по английской столице лишь в прошлом году.
Недавно мне в руки попали материалы 54-го конгресса Международного союза общественного транспорта, который проходил в Лондоне в этом году. Если нет пророков в своем отечестве, может, стоит прислушаться к зарубежным?
Общественный транспорт Рима ежегодно перевозит более миллиона пассажиров. Около 900 тысяч человек пользуются автобусом и трамваем, причем предпочтение отдают последнему как более дешевому. Трехлетняя программа развития итальянской столицы предусматривает приоритетное расширение сети электрического транспорта. Будет построено 54 километра новых трамвайных линий, а десять крупных автобусных маршрутов преобразуются в троллейбусные. Мало того, в историческом центре города отныне будут ходить автобусы только с электродвигателями.
План совершенствования транспортной системы Брюсселя предусматривает продление более половины трамвайных маршрутов. А в целях повышения скорости сообщения на всех основных перекрестках вводятся устройства, обеспечивающие приоритетное включение зеленых сигналов для трамвайных поездов. Кроме того, здесь восстанавливаются троллейбусные линии, как признались городские власти, ошибочно порушенные почти 20 лет назад.
В Ганновере, признав трамвай самым экологически чистым транспортом, недавно построили новое трамвайное депо, не пожалев на его оборудование 100 миллионов марок.
Если примеров недостаточно, можно привести еще опыт Москвы. За последние три года в столице нашей родины введено два новых трамвайных маршрута и не разобрано ни одного километра старых путей.
Можно было бы еще рассказать об электротранспорте Японии, протяженность маршрутов которого каждый год увеличивается на десятки километров, но, кажется, мировая тенденция развития транспорта и так ясно просматривается. И в основе ее стоит горожанин, пассажир, человек. И только во Владивостоке почему-то – автомобиль.
Автор: Александр СЫРЦОВ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»