Без хозяйки дом плачет, без хозяина - двор

Приморскому краю «везет»: в нем вот уже более 30 лет нет хозяина. С уходом первого секретаря крайкома В. Е. Чернышева в 1969 году к руководству Приморьем пришли люди, для которых на первом месте стояли не нужды людей, а степень благосклонности, с которой на них будут смотреть из столицы. Василий Ефимович Чернышев, пришедший к нам из восстановленного им Калининграда (Кенигсберга), за десять лет работы превратил край в процветающий, динамично развивающийся регион, куда еще в 1970-м стремились на постоянное местожительство люди со всего СССР. А уже через несколько лет, покрутившись, уезжали назад. Основную массу приезжающих стали составлять военнослужащие с семьями и сезонные рабочие рыболовных флотилий - люди, для которых край был лишь временным приютом.

21 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1078 от 21 нояб. 2001

Приморскому краю «везет»: в нем вот уже более 30 лет нет хозяина. С уходом первого секретаря крайкома В. Е. Чернышева в 1969 году к руководству Приморьем пришли люди, для которых на первом месте стояли не нужды людей, а степень благосклонности, с которой на них будут смотреть из столицы. Василий Ефимович Чернышев, пришедший к нам из восстановленного им Калининграда (Кенигсберга), за десять лет работы превратил край в процветающий, динамично развивающийся регион, куда еще в 1970-м стремились на постоянное местожительство люди со всего СССР. А уже через несколько лет, покрутившись, уезжали назад. Основную массу приезжающих стали составлять военнослужащие с семьями и сезонные рабочие рыболовных флотилий - люди, для которых край был лишь временным приютом.


Как жил и развивался край последние 40 лет?

1960-70гг. Бурный рост получили строительная индустрия, энергетика, добыча угля, началась мелиорация земель, на прилавках магазинов появляется как никогда много разнообразной рыбы, возникали колхозы-миллионеры и т. д. Жители Приморья узнали, что такое горячая вода в квартирах, чуть ли не первыми в СССР стали смотреть прямые передачи через спутники. Владивосток приобрел вид краевой столицы: застройка микрорайона Вторая Речка получила серебряную медаль на ВДНХ, построены проспект 100-летия и путепровод через станцию Первая Речка, трамвайные и троллейбусные линии, фуникулер и паромные переправы, мусоросжигательный завод. В краевых городах открываются новые институты и техникумы, начинают работать заводы по выпуску гражданской продукции - швейные предприятия, инструментальный завод, «Радиоприбор», цех по выпуску холодильников. Владивосток украсили морвокзал, кинотеатр «Океан», краевой драматический театр, дворец культуры, ростральная колонна, памятник борцам за власть советов (позже, при Викторе Ломакине, город «украсился» 20-этажным «Белым домом», испортившим весь исторический центр Владивостока). Жители края считали, что полный сил и энергии молодой В. П. Ломакин продолжит дела своего предшественника, но увы! Годы с 1970-го по 1985-й (Ломакина сняли в 1984 году в возрасте 58 лет) стали годами уродливого роста экономики края. Выросли гиганты стройиндустрии, зато развалилось производство кирпича, оставшись на уровне 1960 года и даже ниже. Построили Новоспасский цемзавод, выпускающий горы цемента, непригодного для бетона высоких марок в ответственных сооружениях (причина - отсутствие необходимого сырья). Построенный Новочугуевский канифольный завод так и не выпустил ни одного килограмма продукции. В Уссурийске были недостроены и фактически брошены комбайновый завод и картонная фабрика. Упали урожаи риса: в 1971-72гг. на Сиваковской системе получали 36 ц с 1 га, а к 1985г. стали получать вместо запланированных 50 ц только по 20 с 1 га. Причины - отсутствие опытных поливальщиков, необходимой техники, надежных местных ортов риса, неотработанная технология.

Береговые рыбозаводы, оказавшись в роли пасынков, к 1990 году влачили жалкое существование в помещениях постройки 40-50-х годов с оборудованием 50-60-х и были не в состоянии давать качественную морепродукцию. В общем объеме товаров продолжал снижаться выпуск товаров народного потребления (выпуск холодильников «Океан» упал с 2500 до 1000 шт. в месяц, причем половина - брак, исчезли владивостокские радиоприемники, никому не нужными стали пианино «Приморье», изделия фарфорового завода и т. д). По мысли Виктора Ломакина и тех, кто стоял за ним, Приморье должно было обеспечивать весь регион от Байкала до Камчатки, а на нужды края внимание не обращалось. Строительство Владивостока и Уссурийска - тому пример: эти города застроили панельными «крейсерами», которые не подлежат ни капитальному ремонту, ни реконструкции.

Говорят, Ломакин ни при чем - было-де такое время. Но вот пример. Одновременно с Ломакиным первым секретарем в Томске стал Егор Лигачев, с полным правом заявивший своим недругам на XIX партконференции в конце 80-х: «Томская область уже десять лет как сама кормит себя». Добавлю, что стараниями Лигачева построен нефтеперегонный завод, создан кардиологический центр, где после Москвы, Ленинграда и Киева стали делать операции аортокоронарного шунтирования, АЭС закрытого города Северска стала давать тепло и свет в г. Томск и его окрестности, птицефабрики снабдили население яйцами и мясом и т. д.

Говорят, что эти тенденции были замечены в Политбюро. И во время своего визита в край в 1978 году Леонид Брежнев бросил Ломакину в лицо: «Ты даже дорогу из аэропорта не можешь самостоятельно сделать!» Тут же приморский первый собрал руководителей предприятий: «Построить!» Но строили не как рачительные хозяева, а по методу тришкина кафтана. Более десятка строек-гигантов не тронули, а крайне необходимые для населения края объекты в финансировании урезали: фактически прекратился ремонт других автодорог края, на более чем тысячу человек отодвинулась очередь на жилье в краевом центре и Артеме, похоронили программу газификации Владивостока и Артема, изъяли почти всю кабельную продукцию, и т. д.

Но если Виктору Ломакину все-таки приходилось принимать какие-то решения на пользу края (постройка ЛЭП от Лучегорска, развитие овощеводства в Уссурийском районе), то после него интересы Приморья не учитывались вовсе: уничтожили шахты (даже абсолютно новые), совхозы и колхозы (даже миллионеры), разорили всю рыбную отрасль. Чернышев и Лигачев, будучи настоящими хозяевами, могли пойти на конфликт с центральными властями, за что им часто доставалось. Тот же Чернышев, за 20 лет сумевший восстановить Калининград и сделавший Приморский край процветающим, так и не был удостоен звания Героя Соцтруда. Лигачев, никогда не стеснявшийся в резких высказываниях в адрес как Горбачева, так и Ельцина, не раз был снят с работы, а уж какую травлю с ложными обвинениями в коррупции развязали против него «демократические СМИ»!

В октябре 2000 года я гостил в Томской области и уверяю: там до сих пор нет наших проблем. Нам тоже нужны люди, болеющие за свое дело. Не случайно в первом туре прошедших губернаторских выборов избиратели отдали свои голоса людям, работавшим на крупных производствах и в сельском хозяйстве: С. Дарькин - 24,09 проц., Г. Апанасенко - 14,13, В. Дубинин - 7,91, А. Кириличев - 6,96 проц. Зато девять политиков во главе с В. Черепковым и В. Гришуковым набрали 38,91 проц. голосов, несмотря на то, что всех этих кандидатов приморцы прекрасно знали в течение 5-8 лет. Из выбора, сделанного приморцами, следует, что от новой команды они ждут конкретных дел. На мой взгляд, среди проигравших выборы тоже есть люди, которые могут занять достойное место в команде губернатора и принести пользу краю.

Вот, по моему мнению, проблемы, накопившиеся в крае за последние 25 лет, которые, конечно, одним махом не решишь.

1. Тепло и свет. Одним завозом топлива и ремонтом устаревшего оборудования приморских ТЭЦ не обойтись. Но в силах краевой администрации решить вопрос с обеспечением населения бытовым углем и приступить к газификации жилого фонда.

2. Обеспечение населения овощами и морепродуктами. Земли и климат долины р. Партизанской, Приханкайской низменности, Уссурийского, Пограничного, Чугуевского районов могут в избытке снабжать население картофелем, ягодами, фруктами. Необходимо возродить и береговые рыбозаводы (почин - пуск завода в п. Преображение - уже есть).

3. Нужно возобновить принятую в 1958 году программу развития сети автодорог края, в частности, дороги Находка - Лазо - Ольга - Кавалерово - Ариадное - Новопокровка - Хабаровск.

4. Начать усиленную работу по выполнению правительственной антипаводковой программы, принятой в 1995 году.

Именно эти проблемы всегда были для края ключевыми и до прихода Виктора Ломакина так или иначе решались. Остается надеяться, что новый губернатор возьмется за решение этих проблем и край начнет развиваться.

Автор: Олег ИВАНОВ,Владивосток