Сергей Сидоренко: Главная цель - продовольственная безопасность Приморья

Сергей СИДОРЕНКО - директор Приморской овощной опытной станции (ПООС), кандидат сельскохозяйственных наук. Он возглавляет в краевом законодательном собрании (так переименовали думу) комитет по продовольственной политике и природопользованию. В декабре заканчиваются полномочия этого представительного органа власти, поэтому сейчас идут отчеты депутатов о проделанной за четыре года работе. Итожатся и результаты сельскохозяйственного года. Обо всем этом беседа корреспондента «В» с руководителем одного из специфичных хозяйств края и председателем столь важного думского комитета.

21 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1078 от 21 нояб. 2001

Сергей СИДОРЕНКО - директор Приморской овощной опытной станции (ПООС), кандидат сельскохозяйственных наук. Он возглавляет в краевом законодательном собрании (так переименовали думу) комитет по продовольственной политике и природопользованию. В декабре заканчиваются полномочия этого представительного органа власти, поэтому сейчас идут отчеты депутатов о проделанной за четыре года работе. Итожатся и результаты сельскохозяйственного года. Обо всем этом беседа корреспондента «В» с руководителем одного из специфичных хозяйств края и председателем столь важного думского комитета.

- Сергей Петрович, одно время звучала такая песня о руководителе плавучего рыбоконсервного предприятия: “Кто же ты - капитан завода или директор корабля?” Что вам больше по душе: быть сельскохозяйственником-законодателем или сельскохозяйственником-практиком? Как это сочетается?

- Ближе и роднее мне, конечно, работа на земле. Ведь земля воздает сторицей, если относишься к ней с любовью, заботой и пониманием. Но то, что происходит последнее десятилетие с сельскохозяйственным производством и самой землей-кормилицей, подтолкнуло меня взяться за непростое и далеко не всегда благодарное дело - законотворчество. А сочетается то и другое без проблем, не стало личного времени - только и всего.

- Известно, что более десятилетия ПООС успешно реализует свои функции элитной семеноводческой станции, хорошо известной и за пределами Приморья, а также предприятия-производителя прекрасной овощной продукции. Как прошли вы этот год?

- Ставим перед собой задачу увеличивать ежегодно объемы валового производства семян и товарных овощей на 20-25 процентов. С этой целью совершенствуем технологию, переходим на более перспективные сорта, создаем новые подразделения. В этом году в результате августовского циклона потеряли около 1000 тонн овощей, тем не менее в намечаемые параметры по увеличению объемов уложились. Завершаем уборку моркови, столовой свеклы, капусты к 7 ноября, ведем очистку семян. После чего дадим возможность работникам ПООС отдохнуть, ну и как всегда - традиционный праздник урожая.

- А теперь деятельность депутатская. Для начала давайте перечислим те законы, которые возглавляемому вами комитету удалось привести к принятию в думе.

- Вот только несколько сокращенных названий: “О целевом фонде финансирования и развития предприятий АПК края”; “О семеноводстве в Приморском крае”; “О лизинговом фонде приобретения сельскохозяйственной техники”; “Об особо охраняемых природных территориях”; “Об экологическом образовании”; “О продовольственной безопасности Приморского края”. Кстати, два последних приняты ЗакСом в трех чтениях и находятся на подписи у губернатора. Всего за период нынешнего созыва нашим комитетом представлено вниманию депутатов 64 нормативно-правовых акта, из них 16 законов.

- Со школьных лет нашему поколению памятны слова акына Джамбула, народного поэта: “Закон, по которому степь плодородит...” Как по принятым вами законам плодородят земли Приморья?

- Часть законов действует неплохо: кстати, в том числе и закон “О сохранении и повышении плодородия земель” (начата реальная работа). Или, например, о лизинговом фонде приобретения сельскохозяйственной техники - с его принятием поставки на село сельхозмашин увеличились за два года в шесть раз. Но больше хочется сказать о противоположном. Огорчает крайне неудовлетворительная реализация закона “Об оптовых продовольственных рынках”, принятого нами три года назад. По-прежнему оптовый сбыт продовольствия находится в руках сомнительных дельцов и компаний, фактически не легализован. От этого выигрывает кто угодно, только не покупатель, не производитель и не государство. Покупатель получает товар с накрутками перекупщиков, производитель отдает продукцию за бесценок, а государство недополучает налоги. Надежду вселяет то обстоятельство, что новая губернаторская команда (и сам Сергей Дарькин) видит эту проблему и намерена ее решать. Не случайно в функциональных обязанностях вице-губернатора Юрия Попова, курирующего село, появились и вопросы оптовой и розничной торговли, чего раньше не было.

- “Там, где кончается продовольственная независимость, там кончается и политическая свобода”. Вот как остро оценивает значение продовольственной безопасности один из известных ученых. У нас же отношение к этому пока, скажем мягко, крайне несерьезное. Даже в Москве 90 процентов мяса - импортное. У себя в Артеме в ближайшем магазине обнаруживаю запакетированные свиные ножки... аж из Дании. И вспоминаю загубленный Надеждинский свинокомплекс. Что вы скажете на этот счет?

- Что касается свиноводства, это вообще отдельная тема разговора. Ну, а главная причина тех проблем, о которых идет речь, - непродуманная таможенная политика государства. Но - не только. Горько об этом говорить, но в Государственной думе четыре года уже пылится на полке закон о продовольственной безопасности (кстати, в США подобное законодательство установлено еще в 1985 году). Мы же выработали уже такой закон в рамках Приморского края. Бежим впереди паровоза? Но давайте посмотрим, как относятся к продовольственной независимости в развитых странах. В США производство сахара обходится в два раза дороже, чем его импорт. Однако страна не собирается сворачивать собственное производство. Япония закупает у своих крестьян рис по цене выше в шесть – восемь раз мировой. Такое же отношение к проблеме у стран Европейского сообщества. В соседнем с нами Китае, в котором тоже идут коренные преобразования в экономике, государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли ведется путем реально ощутимых субсидий. У нас же только из экономики Приморского края ежегодно “вымывается” от 1,5 до 3 млрд. рублей на закупку продовольствия из-за рубежа. И это при том, что на развитие собственного сельскохозяйственного производства направляем всего 0,2-0,25 млрд. рублей в год. Так что тут есть о чем задуматься. И поторопиться с принятием закона.

- Что же собой представляет закон о продовольственной безопасности Приморья?

- Являясь частью законодательства по национальной безопасности, он призван урегулировать законодательную политику по стабильному снабжению нашего края продуктами питания, координировать правовые отношения в сфере производства, хранения, переработки и распределения продовольственных товаров с целью защиты общества в целом и каждого гражданина в отдельности от угроз и негативных факторов, связанных с недостаточным потреблением или низким качеством пищевых продуктов. Обязательным приложением к закону будет программа развития АПК до 2010 года.

- Сегодняшний АПК края. Каков он, какие тенденции преобладают?

- На долю АПК приходится пятая часть внутреннего валового продукта Приморского края. В сфере агрокомплекса трудятся 72 тысячи человек, в сельской местности проживает 20 процентов населения нашего региона. Приморский край занимает третье место по производству сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе. Надо сказать, что наш АПК находится в трудном положении. По результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2000 году допущено 217,1 млн. рублей убытков. Из 200 предприятий лишь 39 завершили год с прибылью, 90 процентов предприятий имели просроченную задолженность около 1 млрд. руб.

Главная причина такого положения дел - диспаритет цен между сельскохозяйственной и продукцией ресурсообеспечивающих отраслей. За прошедшие годы темпы роста цен на удобрения, энергоносители, технику в пять-восемь раз превзошли темпы роста цен на сельхозпродукцию.

Давайте сравним. В 1990 году за литр молока можно было купить 7,5 литра дизельного топлива или 5 литров бензина А-76. В 2001 году соответственно за литр молока - 0,8 литра дизельного топлива или 0,77 литра бензина. Тарифы на электро- и теплоэнергию у нас выше значительно, чем в других регионах РФ. Железнодорожные перевозки удваивают стоимость технологических грузов. При всем при том - еще и снижение в 20 раз уровня господдержки АПК.

Из-за отсутствия средств у сельхозпроизводителей физический износ техники опережает приобретение по тракторам в 11 раз, зерноуборочным комбайнам - в 9, силосоуборочным - в 37. Имеющийся тракторный парк позволяет обрабатывать лишь половину пахотных земель, а комбайновый - убирать в оптимальные сроки лишь 25-30 процентов посевов зерновых культур и сои.

- Сергей Петрович, а есть какие-то положительные моменты или все так пока еще беспросветно?

- Конечно есть. Три года назад всего 13 сельхозпредприятий были прибыльными, в 2000-м их, как уже говорилось, стало 39. В этом году ожидаем не менее 55 рентабельно сработавших хозяйств. До 2000 года наш край терял каждый год от 5 до 8 тысяч голов скота. Сегодня ситуация в животноводстве начала стабилизироваться. На 20 тысяч тонн в этом году увеличилось производство зерновых, возросло производство риса, картофеля, овощей, гречихи, сои. Значительно больше заготовлено кормов для скота. В общем-то потребуется, наверное, еще два – три года так называемого периода стабилизации, а затем можно рассчитывать на существенное увеличение объемов производства. Но сельскохозяйственной отрасли требуются постоянное внимание и поддержка всех уровней власти. Депутаты, администрации края и регионов, скоординировав цели и задачи, должны, на мой взгляд, сделать все возможное для развития сельскохозяйственной отрасли. Ведь продовольственная безопасность - это индикатор экономического благополучия края. Это наша с вами независимость и здоровье.

- А теперь от законодательных помыслов и устремлений, а по-другому сказать, от высоких депутатских кабинетов и залов, вернемся на грешную землю. Какие видите вы перспективы у ПООС?

- Думаю, что через пять – восемь лет ПООС превратится в крупную научно-производственную компанию с подразделениями не только у нас в крае, но и на Камчатке, Сахалине, в Якутии и т. д. Для этого у нас есть главное - коллектив, которому по плечу любые задачи. По-прежнему будем расширять нашу сеть и в родном Приморье.

И вот что еще хочется сказать. Мечтаю, чтобы потоки овощей из Поднебесной повернули вспять. А для этого надо производить сельскохозяйственной продукции много, отличного качества и продавать ее как можно дешевле.

- А баллотироваться вновь в депутаты краевого законодательного собрания вы собираетесь?

- Сейчас отчитываюсь в тех населенных пунктах, которые меня выдвигали. Только оценка избирателями результатов моей депутатской деятельности позволит мне принять решение о возможности повторного выдвижения.

P.S. Пока эта публикация готовилась к печати, стало известно, что Сергей Сидоренко выдвинут кандидатом в депутаты краевого законодательного собрания и зарегистрирован по 3-му Артемовскому (Артем и Шкотовский район) избирательному округу.



Материал оплачен из избирательного фонда кандидата в депутаты законодательного собрания Приморского края Сергея Сидоренко

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"