Как пишет женщина

Что предлагают сегодня женщинам наши книгоиздатели? Томные романы, заполняющие в минуты одиночества нашу извечную тоску по романтике, по сильному плечу и яркому чувству; массу изданий с кулинарными, швейными, вязальными, дизайнерскими советами; психологические экзерсисы типа «Мужчины - жители Марса, женщины - жители Венеры»...

16 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1076 от 16 нояб. 2001

Что предлагают сегодня женщинам наши книгоиздатели? Томные романы, заполняющие в минуты одиночества нашу извечную тоску по романтике, по сильному плечу и яркому чувству; массу изданий с кулинарными, швейными, вязальными, дизайнерскими советами; психологические экзерсисы типа «Мужчины - жители Марса, женщины - жители Венеры»...

Ну а если хочется прочесть книгу хорошую, умную, написанную легким и ярким языком, заставляющую задуматься, на что-то решиться, что-то изменить? Позвольте стать вашим лоцманом, позвольте посоветовать...

Имя Марии Арбатовой в особом представлении не нуждается. Как соведущая программы «Я сама», она стала известна многим зрительницам (и особо - зрителям) своими радикальными, нетрадиционными взглядами на брак, на роль женщины и мужчины в обществе и семье. Для многих слова «феминистка» и «Арбатова» стали даже синонимами. А ведь Мария Арбатова - прежде всего литератор, тонко чувствующий слово. В ее книгах «Меня зовут Женщина», «Мне 40 лет», «Мобильные связи», «Визит нестарой дамы» представлены рассказы, повести, пьесы для радиопостановок и театра. В основном это, конечно, биографическая проза: жизнь Марии Арбатовой совсем нельзя назвать легким скольжением, нет, здесь было многое - тяжелая болезнь, детская инвалидность, интернат, насилие, а главное - преодоление всех испытаний, существование вопреки приговорам врачей и общества, а потому автор имеет право делать выводы о пути и судьбах поколения, опираясь на факты собственной биографии. С другой стороны, практически каждая женщина, родившаяся в СССР в конце 50-х годов, хотя бы раз в жизни испытывала то же, о чем пишет Арбатова, проходила все те же круги ада: ломка через «коллектив всегда прав» в школе, сплетни и нравоучения соседей по коммуналке в период полового созревания, женская консультация, врачебное хамство, полное бесправие беременной женщины (да список можно продлевать до тех пор, пока он трижды не обовьет Землю по экватору) - следовательно, судьбу автора можно смело назвать обобщением судьбы женщины в тоталитарном и посттоталитарном обществе...

Пьесы, представленные в этих изданиях, тоже своего рода размышления о судьбе и роли женщины в мире, в обществе, в семье; о Мужчине и Женщине по большому счету - всегда и во все времена. Книги Арбатовой многие россиянки могут назвать автобиографией, а потому читаются они легко, на одном дыхании, а особенно хороши тем, что не несут печати беспросветности, нет, наоборот, в них всегда можно найти подсказку, совет, выход, если хотите - руководство к выживанию, к самоспасению, методика по восстановлению самоуважения, да и себя самой...

Также не требует особых комментариев и имя - Галина Щербакова. Знаменитый фильм, ставший «нашей советской самой печальной повестью на свете», - «Вам и не снилось» был поставлен по ее произведению...

Можно сказать, что и в центре повестей Галины Щербаковой «Loveстория», «Год Алены», «Ах, Маня!» женщины, их судьбы, метания, поиск главного в жизни. Автор также опирается на жизненный опыт, не только собственный, но и многих женщин, рассказывающих писательнице свои истории в письмах или лично (например, рассказ «Из крякв»), художественно обобщая и перекраивая его, пропуская через себя.

Женщины - героини ее повестей ищут свое счастье долго, годами, совершая ошибки, путаясь, предавая и переживая предательство, прощая, любя... Каждая из них неординарна и в то же время обычна, у каждой - мама, муж, дети, многочисленные родственники и друзья с их проблемами, которые тоже (как и в жизни) ложатся на плечи героини. Каждой из них приходится решать непростые вопросы, что так не вовремя ставит жизнь (героиня рассказа «Инфузория-туфелька» узнает об измене мужа случайно, в разгар свадебного торжества у лучшей подруги), думая при этом не только о себе, а иногда о себе и забывая...

Галина Щербакова не придерживается столь радикальных феминистских взглядов, как Мария Арбатова, однако и традиционные - домостроевские - воззрения на роль женщины в обществе ее не устраивают, она всегда старается показать в своих произведениях возможность найти выход - пусть не радикальный, но не оставаться забитой, несчастной и в тени.

Женщины Галины Щербаковой могут пойти вразнос, могут разгуляться так, что и семеро не удержат (на мой взгляд, особенности женской русской души немногие авторы описали так же ясно, как она), могут высказать в лицо все, что копилось годами, но они никогда не теряют главного - способности обогреть, утешить, помочь, защитить, то есть не теряют любви. И потому все они счастливы, пусть и не так, как в сериалах.

А потому книги этого автора не оставят равнодушными, потому смело можно сказать: «Хотите заставить душу и сердце работать? Читайте!»

Кстати, эти же книги активно рекомендуются для прочтения мужчинам. Во-первых, как хорошая литература. Во-вторых, как путеводитель по загадочной женской душе. Ну и для того, чтобы вы, дорогие наши, таки убедились, что феминизм - не самый страшный зверь на свете. Как говорит Мария Арбатова, нормальный мужчина - всегда феминист.