Страна слепых. В ней живут жизнерадостные и целеустремленные дети.
Муниципальное (специальное) коррекционное учреждение «Школа - интернат для слепых и слабовидящих детей» было открыто в 1949 году в с. Петровка Шкотовского района. В 1955 году школу перевели в Артем. Сегодня это единственное учреждение в крае. Помимо приморских здесь обучаются ребята с Камчатки, Сахалина, Чукотки. В 90-х годах шесть выпускников школы были награждены золотыми медалями, четверо – серебряными. Среди бывших воспитанников школы – педагоги, юристы, социологи, экономисты, а также студенты вузов Дальнего Востока. В настоящее время здесь обучаются 170 детей с различной степенью нарушения зрения. Среди них – 30 детей, оставшихся без попечения родителей.
Муниципальное (специальное) коррекционное учреждение «Школа - интернат для слепых и слабовидящих детей» было открыто в 1949 году в с. Петровка Шкотовского района. В 1955 году школу перевели в Артем. Сегодня это единственное учреждение в крае. Помимо приморских здесь обучаются ребята с Камчатки, Сахалина, Чукотки. В 90-х годах шесть выпускников школы были награждены золотыми медалями, четверо – серебряными. Среди бывших воспитанников школы – педагоги, юристы, социологи, экономисты, а также студенты вузов Дальнего Востока. В настоящее время здесь обучаются 170 детей с различной степенью нарушения зрения. Среди них – 30 детей, оставшихся без попечения родителей.
сердца их лечит музыка
«...О несчастных и счастливых, о добре и зле...» - высокий мальчишеский голос выводил песню про старого музыканта, пальцы летали по клавишам пианино. Мощные аккорды-птицы бились под высоким потолком, то сильнее, то тише, словно растворяясь в воздухе. Высокая техника игры и исполнения, завораживающие по смыслу и красоте слова - все это сразу брало за душу, вызывало уважение и восхищение маленьким исполнителем. Талант мальчишки не оставил равнодушным участников и организаторов Всероссийского фестиваля детей-инвалидов, проходившего в 1999 году. Игорь Генунтегин вместе со своим школьным товарищем Денисом Роговым стали лауреатами фестиваля. Кроме того, мальчишки неоднократно участвовали в концертах, организованных международным благотворительным движением «Звезды мира – детям», и даже знакомы с одной из активных участниц движения оперной дивой Монтсеррат Кабалье. Возможно, кто-то скажет: подумаешь, невидаль, ну научили пацанов играть на инструменте. Однако «невидаль» в том, что Игорь, оказавшийся в Приморье волею судьбы – семилетнего сироту привезли из чукотской деревни, из самой северной точки России, - абсолютно слепой. У Дениса Рогова, тоже лишившегося родительского тепла и ласки, очень низкий процент зрения. А любовь к музыке им привили в Артемовской школе–интернате для слепых и слабовидящих детей.
Родной уголок
Так назвала школу в своем сочинении ученица 11-го класса Наташа Марусова, участница конкурса творческих работ, посвященного Дню города. Эта школа, находящаяся на самой окраине Артема, на первый взгляд, мало чем отличается от обычной, общеобразовательной. В широких, светлых коридорах также снует малышня, степенно прохаживаются ребята старшего возраста. Разве что в эти дни школьников немного. Каникулы. В школе остались ребята, для которых эти стены - единственный в мире дом, – сироты. Но отличия есть. Здесь велик процент детей, которые успевают на «хорошо» и «отлично». И еще на что сразу обращается внимание – необычайная воспитанность, приветливое отношение к гостям, педагогам и друг другу. В школе нет прогульщиков, здесь ни разу не было инцидентов с употреблением наркотиков или спиртного. А ведь возраст учеников достигает 19 лет – здесь 12-летняя программа обучения. Но самое главное - особый контингент учеников. И педагогам нужно очень много терпения, такта, профессионализма, чтобы работать с ними, как со здоровыми детьми. Наряду с учебным и воспитательным процессом главное внимание уделяется охране и восстановлению здоровья ребят. Оборудованный современными аппаратами для восстановления и коррекции зрения медицинский кабинет, специальные занятия, регулярные процедуры для больных детских глазок.
- Оборудование собирали по крупицам, - рассказывает директор школы Татьяна Школьная. - К примеру, современный лазерный аппарат подарили американцы, побывавшие у нас в гостях. Благодаря хорошей технической оснащенности наши дети имеют возможность проходить полный курс необходимого лечения, не покидая стен учреждения и не отвлекаясь от учебы.
К сожалению, за стенами школы–интерната многие из ребят лишатся возможности квалифицированного, но достаточно дорогого лечения. С развалом Союза государство перестало гарантировать инвалидам бесплатное лечение, санатории и даже работу. Поэтому главный принцип общения детей и взрослых в этих стенах – мы все можем сделать сами. И они стараются следовать этому принципу. В школе многое сделано руками педагогов, детей, родителей.
- Мы благодарны администрации города Артема, - говорит Татьяна Георгиевна. – При том, что в школе лишь 70 ребятишек из этого города, а остальные – из всех уголков края и региона, мы муниципальное учреждение Артема. Поэтому основное содержание школы - и отопление, и электроэнергия, и связь, и питание ребятишек, и многое другое - ложится на плечи городской мэрии. А это ноша крайне тяжелая. Уже несколько лет стоит вопрос о передаче нас под крыло краевой администрации, что оправдано. Однако вопрос этот по-прежнему открытый.
О проблемах Татьяна Георгиевна говорить не любит: у кого их сейчас нет? Здесь привыкли радоваться любому вниманию со стороны, даже разовым благотворительным акциям. Но, к сожалению, большинство обращений к состоятельным организациям остаются без ответа. Однако есть у школы постоянные, надежные друзья – САО «Росгосстрах - Дальний Восток», возглавляемое Владимиром Гриценко, христианско–протестантская церковь «Сэром».
Созвездие педагогических персон
Коллектив – одно из главных достояний школы. Это, без преувеличений, настоящее созвездие неординарных личностей, талантливых профессионалов, преданных своему делу. Более 40 лет первыми принимают в свои руки малышей–несмышленышей учителя начальных классов Валентина Копалина, Алла Потанина. Более 30 лет работы за плечами у Леонида Марьясова, Розы Куклиной, Виталия Воробьева. У других педагогов стаж работы 20 и 10 лет. Особую гордость коллектива составляют молодые ребята, бывшие выпускники школы, решившие посвятить жизнь педагогике. Елена Базаева вернулась в школу после окончания Курского музыкального училища, выпускник Уссурийского педагогического института Роман Скачков в силу полной слепоты преподавать не смог, зато теперь руководит шахматной школой. Обучает детей работе на компьютере Александр Ушаков. Историк Владимир Манич блестяще окончил УГПИ, теперь учится в аспирантуре и читает историю малышам. И среди нынешних выпускников немало ребят, которые собираются работать в родной школе.
зрячие души незрячих детей
Они отличаются от нас с вами. То, что для здоровых людей воспринимается как должное, для них – невозможное, чудо, которое для большинства не произойдет никогда. Обыкновенное чудо - возможность видеть окружающий мир, различать его краски. Велика трагедия ребенка, который пришел в жизнь с врожденной слепотой, еще большая трагедия ребенка, который потерял зрение в силу различных обстоятельств. Но бог дает таким детям другое - наверное, никто, как они, не может так тонко чувствовать, жить ощущениями, слухом. Ведь не случайно в этой школе столько детей увлекается музыкой. Они делают такое, что непостижимо для сознания здорового человека, – пишут стихи, рисуют, занимаются спортом, вяжут и вышивают. Они обладают высочайшей способностью приспосабливаться к внешнему миру, чувствовать в нем себя комфортно, несмотря на недуг. Они учатся быть востребованными в обществе. Большинство выпускников школы уже нашли свое место в жизни и, поверьте, не нуждаются в жалости окружающих. Сильных не жалеют. Хотя без поддержки и взаимопонимания и здоровому трудно обойтись.
Автор: Елена МАНИНА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»