В «Белый дом» - за правдой, или Нечто из жизни ходоков и вице-губернаторов
Есть с обратной стороны здания администрации края - “Белого дома” - неприметная дверь с табличкой “Приемная граждан”. Каждый день приморцы несут туда наболевшее в надежде добиться справедливости. Везет не всем, но людей меньше не становится. Потому что идти больше некуда…
Есть с обратной стороны здания администрации края - “Белого дома” - неприметная дверь с табличкой “Приемная граждан”. Каждый день приморцы несут туда наболевшее в надежде добиться справедливости. Везет не всем, но людей меньше не становится. Потому что идти больше некуда…
Аншлаг для чиновника
В нынешнем виде приемная действует в краевой администрации с марта текущего года. Раньше славная плеяда вице-губернаторов принимала “ходоков” в своих кабинетах, но это было не совсем с руки. После открытия приемной появился стройный график, согласно которому ежемесячную “приемную повинность” выполняют не только вице-губернаторы, но и сам губернатор, а также руководители самых “горячих” департаментов “Белого дома”. Обычно у чиновников аншлаги.
Сотрудники пресс-службы краевой администрации помогли нам попасть на один из личных приемов. Правда, сначала предупредили, что чиновники у нас – “очень застенчивые”, и провели массированный ликбез.
Приемная работает в четком ритме: с утра ведется запись желающих (как правило, их количество ограничивается цифрой 15), к обеду все вопросы предварительно разбираются, а с 15 до 18 идет сам прием. Каждый чиновник прикреплен к своему дню – например, первому понедельнику месяца - и остерегается “сачковать” без уважительной причины. Главный специалист отдела писем и приема граждан краевой администрации Ирина Беликина рассказала, что на прием может попасть каждый, но только когда это действительно оправдано: “Если человек, не попытавшись решить свои проблемы в низших инстанциях, сразу идет на прием “к самому главному”, мы ему говорим: вам лучше обратиться, например, в департамент здравоохранения и т. д. Хотя, конечно, все хотят попасть прямо к Дарькину...… Скучно у нас не бывает. Пришел как-то один дедушка прямо с поезда: вот он я, новгородский житель, все родные умерли, не осталось ни кола ни двора. С детства мечтал о море, на последние деньги приехал к вам, не дайте пропасть соотечественнику! Пришлось связываться со службой занятости. И представьте, нашли дедушке и жилье, и работу, правда, не в городе, а в крае”.
Соевые страсти
Когда я оказался в приемной, людей выслушивал вице-губернатор Попов. С утра к нему записались только пять человек (днем раньше у популярного социального вице-губернатора Линецкого были, как рассказывают, все пятнадцать человек, и прием шел не до шести вечера, а до полвосьмого).
Скромная комнатка, обитая красным дерматином. Стол, стулья, компьютер, герб Приморья на стене. В предбанничке – страж порядка (говорят, уместно здесь смотрелся бы и психиатр – посетители попадаются всякие). Юрий Попов с двумя своими помощниками появился, как мне показалось, несколько театрально – из двери в боковой стене. И сразу же ввели, то есть пригласили, первого посетителя. Им оказалась скромная старушка в потертой кофточке, потерявшая при эпохальном банкротстве “Дальсои” свои акции.
- Предприятие было обанкрочено, я могу только сослаться на решение Арбитражного суда, - объяснял ей Юрий Иванович. - Все по закону! (любимая фраза вице-губернатора. – В. А.)
- Мало ли что по закону! Что ж мне теперь – крест на всем ставить? – насмерть стояла посетительница.
- Я еще раз повторяю: предприятие ликвидировано, на собрании акционеров вы не присутствовали, поэтому говорить не о чем. Это не мое личное мнение, это - по закону! Впрочем, как бывший акционер и действительный пенсионер вы заслуживаете особого подхода. Напишите заявление о предоставлении материальной помощи на имя руководителя “Приморской сои” Березнюка, и я проконтролирую, чтобы вам эту помощь оказали. Она будет даже выше, чем неполученные дивиденды, так что вы ничего не теряете.
С бабушкой разобрались минут за семь.
Зверосовхоз исчез, зверство осталось
Вторым номером шла делегация бывших работников зверосовхоза “Силинский” из Артема. Три тетушки безупречно пролетарского вида рассказали, что после ликвидации зверосовхоза положенное пособие им выплатили не за шесть, а лишь за два месяца. На базе совхоза создано новое предприятие, но его руководители к интересам народа глухи. Выслушав ходоков (одна представительница излагала, другая держала наготове документы, а третья, видимо, выполняла роль телохранителя), вице-губернатор не на шутку призадумался, еще раз перечитал соответствующие бумаги.
- Если нынешнее предприятие – не правопреемник “Силинского”, то дело плохо...… Мы свяжемся с руководителями, посмотрим, что можно сделать.
- А вот мы еще письмо коллективное привезли!
Юрий Иванович в идеальной тишине читает письмо, похожее на известное запорожское послание. Наконец произносит:
- Либо вас обманывают, либо вы не владеете ситуацией, хотя в борьбе за право свое, вижу, вы поднаторели крепко... Мы во всем разберемся и дадим официальный ответ. Сколько у вас зарплата? Полторы тысячи? Нужно запросить сведения о предприятии – товарооборот, зарплата, уплата налогов. Если будут нарушения – это одно, если нет – тогда сложнее...… Словом, посмотрим!
Обнадеженная делегация уходит.
Комсорг нас не “умаслит”
Третий номер вошел в приемную как к себе домой. Улыбаясь, протянул руку Юрию Попову. Тот удивленно вскинул брови:
- Лет, наверное, восемь с тобой не виделись?
И пояснил нам:
- Однокашник мой, в институте комсоргом был! Только так и встретишь старого товарища. Нет чтобы посидеть без официоза...… Так что там у тебя? Решил завалить край маслом?
Посетителю явно не по себе из-за присутствия двух помощников Попова, Ирины Беликиной, дамы из пресс-службы да вдобавок представителя СМИ. Пододвигает стул поближе и говорит заговорщицким шепотом:
- Юрий Иванович, открываю дело. Масло, соевое, нерафинированное. Готов бизнес-план, но есть проблемы – частично материальные, частично – административные…
- Мы поступим, как всегда, по закону, - отмел Попов шепотные намеки. - У нас есть отдел поддержки малого предпринимательства, есть аналогичный фонд, если ваш проект социально необходим – зеленая улица!
- А когда с вами можно будет связаться?
- Так, сегодня я еду в командировку, вернусь в воскресенье. Понедельник – день планерок... Давай ближе к четвергу!
Бывший комсорг уходит, проведя в приемной не больше трех минут. Посекретничать с однокашником ему не удалось...…
Принимать будут и на выезде
Записавшиеся четвертым номером корейцы почему-то на прием не пришли. Воспользовавшись паузой, я задал Юрию Ивановичу несколько вопросов.
- Сколько раз за время пребывания на посту вице-губернатора вы принимали людей по личным вопросам?
- Уже четвертый раз.
- Сильно утомляет?
- Я бы так не ставил вопрос. Если есть необходимость – значит надо принимать, утомляет или не утомляет.
- Насколько эффективна такая форма работы? Может быть, целесообразнее было бы поручить помощникам работать с людьми и не отвлекать вице-губернатора от более важных дел?
- Я считаю, что такая работа эффективна. Отчаявшись искать правду на местах, люди видят в нас последнюю инстанцию, и мы это понимаем. Более того, сейчас составляется график выездных приемов руководителей краевой администрации. Не все приморцы могут приехать во Владивосток, поэтому и губернатор, и вице будут ездить по краю и принимать желающих на местах.
- Можете вспомнить самую необычную просьбу, с которой к вам обращались посетители?
- Я не стал бы вспоминать какие-то курьезные случаи. Все вопросы, с которыми к нам приходят, – личные, выстраданные, больные. И, вообще говоря, проблемы надо решать, не доводя дело до личного приема. Чем больше у чиновника народу в приемной, тем меньше он работает!
…В тот же вечер Юрий Иванович уезжал в командировку по краю. Поэтому, подождав театральные десять минут, он покинул приемную, на прощание пожелав прессе в моем лице избегать “импровизаций на вольную тему”. Минут через пятнадцать появился пятый посетитель, но предмета своих устремлений, естественно, не застал. Делать нечего – пришлось гостю поругать необязательных корейцев и поговорить о своей проблеме с помощником вице-губернатора.
Автор: В приемной сидел Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"