Помнить всех

В минувшую пятницу в мемориальной части Морского кладбища Владивостока состоялось торжественное открытие памятника почетному гражданину Владивостока, Герою Социалистического Труда, капитану дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой.

13 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1073 от 13 нояб. 2001

 В минувшую пятницу в мемориальной части Морского кладбища Владивостока состоялось торжественное открытие памятника почетному гражданину Владивостока, Герою Социалистического Труда, капитану дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой.

Застыл почетный курсантский караул, замерли собравшиеся. В тишине с памятника снимают покрывало. Черный постамент, за ним – распахнутая книга, внизу – нос корабля. Очевидно, по замыслу автора – скульптора Эдуарда Барсегова, памятник символизирует многогранность таланта Анны Ивановны: блестящего судоводителя, прекрасного педагога, интересного писателя.

Выступившие на митинге – зам. генерального директора ОАО «ДВМП» Анатолий Сидоренко, председатель комитета транспорта, портов и связи администрации края Сергей Вахрушев, вице-мэр Иван Аброськин и многие другие – единодушно отметили тот огромный вклад, который внесла Анна Щетинина и в развитие советского морского судоходства, и в воспитание нескольких поколений капитанов. Говорили и о ее удивительной душевной щедрости, и об умении достойно представлять страну в самых сложных ситуациях.

А один из выступавших старых капитанов вспомнил, что два года назад, когда Анну Ивановну хоронили, прозвучало предложение назвать ее именем одну из владивостокских улиц. Мэрия отнеслась к этому предложению более чем благосклонно. Время тем не менее идет, но ничего не делается...… Сразу после митинга корреспондент «В» обратился с этим вопросом к заместителю главы городской администрации Ивану Аброськину.

- Мы этим занимаемся, - молвил Иван Васильевич, - но есть некоторые технические проблемы...…

Признаться, я даже не хочу знать, что это за проблемы, потому что искренне не верю в их существование. Нет, оправдать можно все, если есть, конечно, желание оправдываться. Но и решить любую проблему можно моментально – были бы воля да желание. За примерами далеко ходить не надо – в Дальнереченске после смерти главы администрации Михаила Личенко немедленно появилась улица его имени. Так же, как и в Лесозаводске, где сумели увековечить в названии улицы имя Моисея Будника. В этих городах, очевидно, не было проблем...

Но зачем лукавить – ведь, говоря высокопарным стилем, Щетинина для Владивостока, как Гагарин для России...…

А Морское кладбище продолжает отмечать череды печальных дат. Сегодня в мемориальной части, где хоронят моряков торгового флота, лягут цветы к могилам членов экипажа теплохода «Тавричанка». Ровно 25 лет назад это судно погибло вместе со всем экипажем.

Напомним: сухогруз «Тавричанка» Дальневосточного морского пароходства следовал из северокорейского порта Чхонжин назначением на Филиппины и Гонконг, имея на борту около 3 тысяч тонн стали и цинка. Последний раз судно выходило на связь вечером 13 ноября. Погода была нормальная, никаких настораживающих сигналов не было. Однако в 00.00 при сверке диспетчерской информации «Тавричанка» на связь не вышла. В это время судно находилось в самом центре Восточно-Китайского моря, на траверзе китайского порта Нинбо. К поиску были подключены все суда ДВМП, находившиеся в этом море и на подходах к нему, суда ПМП, рыбацкий флот, в воздух поднялась авиация японской морской спасательной службы. За неделю поиска удалось обнаружить два спасательных плота ПСН-10, на которых находились тела восьми погибших членов экипажа, перевернутый спасательный мотобот, спасательные круги, деревянные обломки и части судового оборудования…...

Экипаж «Тавричанки» составлял 26 человек. Погибли все. Самому старшему – капитану теплохода Виктору Попову было 44 года, самому младшему – токарю Виктору Никифорову – 18 лет...…

Могилы членов экипажа «Тавричанки» находятся в самом центре Морского кладбища. Сегодня здесь будет многолюдно…...

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»