Умный, мудрый, маленький Взрослый…

Почему ребенок не хочет учиться? Почему он радуется, когда учитель болен? Потому что учитель не стал убежищем для ребенка…Имя педагога Шалвы Александровича Амонашвили вряд ли надо представлять большинству учителей – его знают.

9 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1072 от 9 нояб. 2001

Почему ребенок не хочет учиться? Почему он радуется, когда учитель болен? Потому что учитель не стал убежищем для ребенка…Имя педагога Шалвы Александровича Амонашвили вряд ли надо представлять большинству учителей – его знают.

Впрочем, не только учителя. Потому что рамок «просто учителя» этому человеку мало – это блестящий мыслитель, философ, автор целого направления в современной науке – гуманно-личностной педагогики. Официально он - заведующий лабораторией гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, профессор Санкт-Петербургского педагогического университета им. Герцена, руководитель «Издательского дома Шалвы Амонашвили», который вот уже несколько лет выпускает серию «Антология гуманной педагогики». Не так давно Амонашвили, благословленный министерством образования, представил свой доклад о принципах гуманной педагогики в Государственной думе России, и высокое собрание постановило «считать эту педагогику идеологией обновления российской школы».

В русле идей гуманной педагогики по его разработкам давно работают три школы в Москве, школа в Тбилиси. И тысячи учителей по всей России стали приверженцами разработанной им модели «Школы жизни».

Но самое точное, что о нем можно сказать, пожалуй, звучит проще... и масштабнее: Амонашвили – величайший ЗАЩИТНИК Ребенка…

С 1 по 5 ноября в Дальневосточном морском университете (привычнее пока ДВГМА) он провел семинар для учителей и психологов Приморья. Сегодня мы предлагаем вниманию читателя «В» фрагменты интервью с Шалвой Александровичем, выдержки из его трактата «Школа жизни» и некоторые штрихи работы семинара.

Дружба с ребенком – истинный авторитет

Из интервью:

- Знаете, в чем основная трагедия воспитания? Вот живет ребенок, он – в плену своих страстей, и страсти эти – его внутренний огонь, заложенный Природой. Только в борениях и противоречиях он и может развиваться и расти. Но почему-то взрослые, которые тоже когда-то были детьми, уже не понимают ребенка. Они больше не чувствуют его сущности. В школе царствуют авторитаризм, насилие, агрессия. Это, увы, и есть сегодняшняя школа… «Ради тебя самого я наказываю, ставлю тебе «двойку», ради тебя самого я силой тащу тебя по дороге знаний, вызываю маму, пишу гневное письмо отцу, чтоб взял тебя в руки… Ради тебя и твоего счастья!» Насилие ради счастья и блага? Насилие – чтобы «впихнуть» знания, и это при том, что в ребенке природой заложена страсть к познанию и развитию…

Из «Трактата о начальной ступени образования»: «Движение Природы в Ребенке происходит через силы, которые мы называем стихийными страстями. Они стихийные потому, что «набрасываются» на Ребенка неожиданно и «захватывают» его в «плен»…

…Первая страсть – это есть страсть к Развитию. Ребенок не может не развиваться – духовно, нравственно, умственно, физически.

Вторая страсть – это страсть к Взрослению. Дети хотят быть более взрослыми, чем они уже есть. Страсть к взрослению несет Ребенку много осложнений в общении со взрослыми, тем более если взрослые не понимают и не принимают эту природную силу в Ребенке…

Третья страсть – это страсть к Свободе…»

Из интервью:

- Вы думаете, он хочет шуметь на уроке, расхаживать, баловаться? Нет! Согласно космическим законам (во Вселенной свобода призрачна – все имеет свое место, подчинено общему ритму и взаимозависимости), которым он внутренне, подсознательно повинуется, он готов, так сказать, к свободной несвободе. Дайте ему не полную свободу и вседозволенность, а «как бы свободу». Какое задание мы сегодня будем выполнять? А какие задачки вам завтра принести? Хорошо, вот, решайте, вы же просили.

Умный, мудрый, маленький

Фрагменты семинара:

- Взрослые думают, что детство – сплошное удовольствие. «Ну что тебе надо? Тебя кормят, одевают…» А ребенок также страдает и многое переживает. И ему не нужны нравоучители и надзиратели. Ему нужен умный, мудрый, маленький взрослый. Первые два качества не вызывают сомнений. А что значит «маленький»? Это тот, кто помнит, каким он был в детстве, не отгораживается дидактичностью – живет радостями и горестями ребенка. Играет и умеет шалить вместе с ним. Ему можно доверить радость и боль. И тогда взрослый становится допущенным во внутренний мир ребенка. А это самое главное!

Прием по личным вопросам

- Если учитель объявит после уроков «прием по личным вопросам» для своих ребят – придут они к нему с самым сокровенным?

На такой «прием» ко мне приходит мой ученик Георгий: «Знаете, папа собрался жениться…» И слезы душат: мама у него умерла, значит, папа предал маму? А мама была самой красивой, доброй… «Конечно, Георгий, твоя мама лучше всех на свете. Помню, она приходила на уроки, помогала нам. Она самая чудесная, самая красивая, самая ласковая… Да, да! Но теперь – давай попробуем написать письмо твоей будущей маме. Она тоже хочет полюбить тебя». И мы пишем. Мы строим новый мир отношений, ведь папа все равно женится, ему надо жениться, и ребенку нужна мама. И мы учимся безболезненно принять это…

Пишите дневники!

Из интервью:

- Один из основных уроков, которые есть в нашей школе, – так называемая письменноречевая деятельность. Это не привычные чтение и письмо, это размышления о жизни, о бытии, о вещах духовных. Судите сами, если я буду писать дневники, что будет? Я упорядочиваю свой духовный мир, буду говорить со своей совестью. Если развивать письменноречевую деятельность с ранних лет, она становится способом самовоспитания и самосовершенствования, ведь бумага требует четкости мысли. Письменная речь – более качественная речь…

«Шалва Александрович, напишите самые главные слова для родителей!» – попросили мы. Минут пятнадцать Амонашвили размышлял и писал. И вот что мы с вами, уважаемый читатель, получили:

«Уважаемые мамы и папы! Вас так называют потому, что у вас есть Ребенок, есть дети. В это сложное время ваш Ребенок требует от вас особой заботы. Вокруг много соблазнов, много хищников, которым ничего не стоит исказить судьбу вашего Ребенка. Но ваша забота (это слово означает – «за божественной тайной») должна быть основана на понимании ребенка, на его природных устремлениях. Не крики, строгости, запрещения помогут вам в воспитании Ребенка, а чуткость, понимание, сострадание, сорадость. Будьте для вашего Ребенка убежищем, где он всегда находит защиту и успокоение, радость и вдохновение.

Будьте для вашего Ребенка лучшей мамой в Мире, лучшим папой в Мире”.



А потом ребенок начинает сам книги выпускать, сказки, стихи сочинять. Как говорит Л. С. Выготский, это иная культура, высшая культура жизни ребенка.

Какими могут быть выпущенные ребенком книги? Несколько исписанных листков с собственными иллюстрациями – наблюдения за муравейником. Или размышления о чем-то очень сокровенном и личном. Или о духовном - о совести, честности, о боге. Вначале это лишь пробы пера, классе в пятом – уже творчество. Вот когда ребенок начинает строить самого себя!

Но чтобы он влюбился в такую письменную деятельность, надо, чтобы у него был читатель.

- Учитель читает?

- Не только. Учитель создает вокруг ребенка читательскую среду, организует такую жизнь, что ребенок убежден: то, что я написал, всему миру нужно! Учитель прочел и сказал: ты написал удивительную вещь, можно я дам почитать директору? Потом завуч прочел, зашел в класс и сказал: какая чудная книга, моя жена дома тоже прочитала. Зашел учитель из соседнего класса: чья эта книга на полке? Можно, я возьму почитать? Конечно, можно! А ребенок уже новую книгу пишет… И даже если он не станет ни писателем, ни журналистом – ничего, в нем останется способ более завершенного мышления.

- А не станет ребенок слишком самонадеянным, ведь он, написавший страницу, получает признание, как классик…

- Может, если мы переборщим… Но не успеет он стать самонадеянным, как письменная речь придет к нему мощным средством самоанализа.

- Шалва Александрович, а как в ваших школах обстоят дела с образовательным стандартом? Ведь в расписании у вас не найдешь обычных уроков, а есть уроки письменноречевой деятельности, уроки математического воображения, духовной жизни, постижения красоты.

- Прекрасно у нас обстоят дела со стандартом. Стандарт рассчитан на среднего ученика, им может овладеть любой школьник в условиях любой педагогики – авторитарной, гуманной… Только если вступает в дело гуманная педагогика, стандарт поглощается ее более сильным интегральным состоянием. Что в стандарте для начальной школы – навыки письма, орфографии, каллиграфии? Ну списывание, диктант… Позже – сочинение на заданную тему, по заданному плану и заданным мыслям, чтоб учителю понравилось… Глупости все это. Письменная речь – качественно иная речь! Она развивает ребенка, высвобождает огромное время внутри образовательного процесса. Вот как атом расщепляется и высвобождается энергия, так расщепляется педагогическая секунда. Ребенок, который размышляет на бумаге о сложнейших вещах бытия, проще овладевает орфографией и другими прикладными вещами. Нет письменной речи без навыков письма…

- И в математике ваши ребята опережают?

- Конечно. Что важно в математике? Воображение в первую очередь. Умение допускать: «Допустим, это так, тогда что будет?» И ребенок начинает размышлять. Математика – это умение строить миры, которых нет! Это не мосты, не дома, эти миры существуют только в нашем воображении. Математика – полет мысли. Если развивать воображение, тогда деление и умножение – семечки…

- Говорят, в вашей школе учителя не кричат?

- Если учитель кричит на ребенка, такой учитель не останется в нашей школе...

Когда ребенок влюблен

Фрагмент семинара:

- А если у ребенка день рождения сегодня? Зачем мы собираем статистические данные о детях – день и год рождения? Для формальности? Нет, чтобы праздновать! И чтобы учитель начал урок так: «Сегодня у Маши день рождения. Ребята, давайте подарим ей слова любви, что она у нас такая умная, красивая, чуткая. А я, Машенька, подарю тебе свой сегодняшний урок. Этой твой урок». И сто раз за день ее имя зазвучит: какая ты умница, прямо не узнаю тебя сегодня. И маме позвоню: Машенька у нее – замечательная… И ребенок тогда хочет взрослеть. По-настоящему, выражая взросление не курением за стеной школы, а развитостью души.

И директор пусть помнит: это так легко - сказать слова признательности учителю, когда у него день рождения. Ну что, директора, завучи не видят, что они общаются с людьми утонченными, уязвимыми?

* * *

- Софико заболела, у нее желтуха, 40 дней она будет в больнице, и к ней никого не пустят. И я начинаю урок: «А где Софико? Ребята, позвоните сегодня, узнайте, почему она не приходит в школу». Назавтра тридцать человек мне докладывают: «Мы звонили ее маме, Софико в больнице». «Спасибо, ребята. Как жаль, что ее парта пустует…» И потом десять раз на уроке: «Ребята, а как бы Софико сейчас решала эту задачку? Как бы интересно она рассуждала на эту тему – о любви, о душе». И ребята откликаются: «Конечно, наша Софико столько стихов знает. Но она болеет, ей плохо…»

Потом я пишу на доске тему сочинения – «О весне, о пробуждении природы». Ребята начинают размышлять, а я вдруг спохватываюсь: «Какая весна?! Софико больна! Она грустит и скучает. Давайте скорее все писать ей письмо, каждый - свое». И назавтра Софико в больнице получает тридцать писем! И среди них мое, учительское: «Я не думал, милая девочка, что без тебя в классе будет так плохо. Ты нужна нам…» Вы уже понимаете, каким этот ребенок вернется в свой класс после болезни? А какой урок получат мои малыши – урок умения сочувствовать, сострадать и говорить ближнему своему главные человеческие слова…

Я – учитель. И вкладываю не просто знания. Я душу детскую облагораживаю.

«Писал я Трактат в моем селе Бушети, что недалеко от известного Цинандали.

Ш. АМОНАШВИЛИ, «Школа жизни»

Из гущ виноградников зачастую доносились до меня гневные окрики, брань отца и душераздирающий плач мальчика. Что мне делать, думал я, может быть, нужно бросить писать Трактат и поспешить угомонить отца? Да, приходилось делать и это!

А из соседнего двора я слышал любовью пронизанный, удивительно ласковый голос бабушки: «Ангелочек ты мой, надежда наша, что бы мы делали без тебя? А в кувшине ни капельки воды». И этот «ангелочек», этот ненаглядный, этот мужчина в семье – десятилетний смуглый крестьянский мальчишка, таскал кувшины с водой, косил траву, колол дрова, играл с ребятами и всегда был весел.

О, великая Мудрость воспитания! Истинно, «утверждающий богат, отрицающий беден». Может быть, думал я, надо поспешить к бабушке, чтобы не дать ее мудрости погаснуть и хотя бы крохи ее приютить в Трактате? Да, было и такое».

Автор: Марина ИВЛЕВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), «Владивосток»