И на зоне бывает праздник

Сегодня учреждению общего режима УЦ-267/26, что находится в поселке Приморском Хасанского района, исполняется 40 лет

6 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1071 от 6 нояб. 2001

Сегодня учреждению общего режима УЦ-267/26, что находится в поселке Приморском Хасанского района, исполняется 40 лет

СТРОГИЙ РЕЖИМ – необычные “ЗУБРЫ”

Как водится, зона – место мрачное. Но в самом поселке это не чувствуется. Расположенный на противоположном от Владивостока берегу Амурского залива Приморский был создан и развивался вокруг колонии. В трудовых книжках у посельчан указано одно из двух – железнодорожная путевая часть-12 или же “учреждение”. За эти годы выросло не одно поколение. Да и отсидело – тоже. Многие остались здесь, “откинувшись”. Но в основном население поселка сформировано переселенцами с запада страны, приехавшими сюда работать бок о бок с колючей проволокой, железной дорогой и заповедником “Кедровая Падь”. Есть что вспомнить…...

Первоначально учреждение было со строгим режимом. Да и сейчас при “общем” статусе в зоне нет ни одного заключенного с первым сроком отсидки. Хватает и “зубров”, прошедших огонь, воду и медные трубы. “В каждом из режимов есть своя специфика, – поясняет подполковник Владимир Семеняк, заместитель начальника зоны, - при строгом распорядке контингент соблюдает еще и свой “воровской кодекс чести”, и нам работается легче”.

Здесь же - много бесконвойных зеков, отсидевших большую часть срока с прилежным поведением. Они работают по хозяйству. Поодаль расположена колония-поселение с еще более свободным режимом. Осужденные имеют возможность зарабатывать для себя...…

Через Приморскую прошли и необычные персонажи: кандидат философских наук Мамаев, начальник перевозок магаданского аэропорта Владимир Карташов по прозвищу Петр Первый, известный ныне правозащитник, лидер крымских татар Мустафа Джемилев. Его, отсидевшего здесь в начале 70-х, старожилы поселка помнят по сей день. Говорят, взяли его на 4-м курсе университета. Уже тогда видно было, что буйный малый где-нибудь проявит себя в будущем.

“ВИЗИТКА” ВЛАДИВОСТОКА ОТЛИТА В ПРИМОРСКОМ

Незадолго до юбилея на улицы высыпала толпа с метлами и граблями. Обслуживающий персонал, офицеры, бесконвойные. В преддверии юбилея поселок чистили от мусора. Галина Карманова, бывший работник “учреждения”, капитан в отставке, вспомнила минувшие годы:

- Я здесь с первого дня колонии. Работала в плановом отделе. Сегодня вот с болью смотрю на разрушенный в перестройку завод металлоизделий, что находился при учреждении. Чего там только не отливали – гвозди, кровати для всего Союза, алюминиевую посуду для военных. Кооперируясь с “Изумрудом”, “Варягом” и другими приморскими предприятиями оборонки, мы в поселке выпускали и сверхсекретные элементы для ракетных боеголовок. Тогда, естественно, этого никто не разглашал…...

- А вы знаете, что надпись “Владивосток” при въезде в краевой центр, у ростральной колонны, тоже наше литье?! Каждую букву рассчитывали отдельно. И делали, между прочим, сразу два экземпляра – на всякий случай.

Сегодня, когда колония не без влияния рынка имеет возможность зарабатывать на свои хозяйственные нужды деньги, завод мог бы принести многократную прибыль. Заместитель начальника учреждения Владимир Семеняк рассказал, что в наши дни зеки-самоучки выполняют эксклюзивную ручную работу из дерева – мебель, кухонные принадлежности, сувениры. Спрос на продукцию столь высок, что зона даже заключила договоры с сетью владивостокских и уссурийских магазинов. Пекут в зоне и самый вкусный в Хасанском районе хлеб - чтобы его купить, люди идут за несколько километров. Есть один умелец, который даже иномарки ремонтирует, начиная с банальной рихтовки, заканчивая неисправностями двигателя. И новую чудо-котельную, похожую на космический корабль, тоже краевикам заключенные возводить помогали. Объект возвели за два месяца – рекорд края. Два водогрейных стальных котла закроют весь поселок. Дело за малым – утвердить проект котельной в энергетической комиссии и найти парочку кочегаров, которые согласятся работать за гроши.

– Доход от нашего хозяйства имеется, но транспортные неудобства мешают работать на перспективу - сейчас нет централизованной поставки сырья, - подытоживает Владимир Семеняк, отслуживший здесь почти что четверть века, как и начальник зоны Юрий Тихомиров.

НА СВОБОДЕ БЫВАЕТ ХОЛОДНЕЕ

“Знаете, жизнь здесь налаживается для всех”, - убеждают нас все, с кем бы ни разговаривали. В начале 90-х было так худо-голодно, что страдающим дистрофией зекам хвою запаривали, чтоб от цинги уберечь. Нынче же к празднику - свеженина, еще по весне заготовили папоротник, а по осени - шиповник. И морепродукты здесь своими силами ловят. На праздничном столе – рыбные котлеты...… А прошлой зимой, кстати, заключенным даже завидовали. В казармах плюс двадцать, а на свободе люди мерзли. Был даже такой эпизод, когда женщина из Трудового в письме своему сыну-заключенному писала: “Живу на 5-м этаже, не мылась с сентября. Хоть выйти на балкон и замерзнуть”. Начальство зачитало письмо на общем собрании. У зеков - слезы на глазах…...

В Приморском принято дорожить соседством и помогать друг другу. Неудивительно, что на праздник приехали из близрасположенных воинских частей, заповедника. Праздник. Фейерверк…...

- Приезжайте в нашу зону еще раз, - прощались с нами в Приморском.

- Ну если только на интервью!

Автор: Александр СЫРЦОВ, Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, "Владивосток"