Борис Щербаков: С героев-любовников перехожу на папаш
По крайней мере две цифры в биографии народного артиста России. Бориса Щербакова впечатляют больше всего: Борис Васильевич 29 лет проработал в одном театре - во МХАТе и 28 прожил с одной женой Татьяной! После разговора с известным актером убедилась, что такое постоянство абсолютно в характере Щербакова.
По крайней мере две цифры в биографии народного артиста России. Бориса Щербакова впечатляют больше всего: Борис Васильевич 29 лет проработал в одном театре - во МХАТе и 28 прожил с одной женой Татьяной! После разговора с известным актером убедилась, что такое постоянство абсолютно в характере Щербакова.
Он не так легок и прост, как это может показаться по большинству его работ, по крайней мере в кино.
А начали мы разговор со спектакля “Искушение”, с которым на этот раз приезжал во Владивосток Борис Щербаков.
- Скажите, как вы сами относитесь к “Искушению”?
- Не могу сказать, что это один из лучших моих спектаклей, тем не менее я стараюсь быть на уровне. А почему у вас такой вопрос возник?
- Если честно, мне спектакль не понравился. Такое чувство, что побывала в цирке, а не в театре. Ради чего весь этот смех? Кстати, мне показалось, что вы были несколько отстранены от того, что происходило на сцене.
- Вы, очевидно, хотите сказать, что я играл в несколько другой манере. Это вы хорошо подметили. Правильно, я не стараюсь хохмить, как другие артисты, которые работают ради того, чтобы любой ценой выжимать смех.
У меня есть другой спектакль, его режиссер Татьяна Догилева. Так вот там смех совершенно иного плана, это комедия положений. Спектакль о том, как ставится антреприза. На первый взгляд, мне эта пьеса не показалась смешной, потому что я слишком много знаю про свою профессию. А начали показывать на зрителей, и в зале просто гомерический хохот. Так пьеса написана, мы ничего не делаем для того, чтобы из зрителей лишний раз выдавить улыбку. Вот это мне ближе.
- И как вам Догилева как режиссер?
- Она мне очень симпатична. Интеллигентная, мягкая, умная, я с удовольствием с ней работаю. Сильно ни на чем не настаиваю, не спорю, у нас с ней много общих взглядов.
- Борис Васильевич, интересно, что сейчас происходит во МХАТе после прихода на должность художественного руководителя Олега Табакова? Ходит много разных слухов об увольнениях, скандалах, восстановлении актеров по суду. Говорят, Наталья Гундарева до инсульта ушла с репетиций спектакля, Мягков отказался от роли…
- Наташе, очевидно, не понравилась атмосфера, в которой выпускался спектакль, и вообще сложившаяся в театре обстановка. А Мягков сейчас будет делать постановку как режиссер. Проблемы есть и у Тани Лавровой - она снята с роли, которую гениально играла много лет, я имею в виду Аркадину в “Чайке”. Вместо нее сейчас будет играть Ирина Мирошниченко. Очевидно, так все и должно быть. Это очередной этап в развитии и становлении театра, у нового художественного руководителя свой взгляд. И от этого никуда не денешься. Ломать копья бессмысленно, и ни к чему хорошему это не приведет. У Олега Павловича Табакова очень крепкая рука, он хороший хозяйственник, руководитель, организатор. То, что он, например, убрал всех штатных режиссеров, это было правильно. Я, как бывший член художественного совета, знаю, что Олег Николаевич Ефремов, царство ему небесное, тоже хотел всех убирать, чтобы были только приглашенные режиссеры. Потому что в последние годы, когда он уже плохо себя чувствовал и, что называется, отпустил вожжи, каждый из этих штатных режиссеров тащил одеяло на себя, в театре началось брожение. МХАТ уже не являлся единым коллективом, он распался на маленькие театрики, чего нельзя было допускать. И то, что Табаков приглашает режиссеров со стороны, правильно. Все, что ни делается, – к лучшему. Это вообще мое жизненное кредо.
- Но вы в обойме?
- Я взял творческий отпуск, в театре практически не бываю. В прошлом году у меня был единственный спектакль за весь театральный сезон. Я начал участвовать в антрепризах, теперь у меня до Нового года расписан практически каждый день. Поэтому я попросил творческий отпуск, для театра мой уход совершенно безболезненный.
- А для вас? Вы же играли в МХАТе столько лет!
- Ну окончательно я еще не ушел, а что будет дальше – посмотрим. Кстати, однажды меня исключили из МХАТа на одни сутки, потому что я не прилетел на спектакль. “Украденное счастье” ставил Роман Виктюк, в спектакле еще Жора Бурков играл. Представляете, день премьеры, а меня нет! Была нелетная погода, мы застряли по пути из Мурманска. У меня, наверное, первые седые волосы на голове появились именно тогда. На следующий день появился приказ, как сейчас помню, № 27: “Уволить Бориса Щербакова за нарушение творческой дисциплины”. Вечером, проходя мимо театра, я по привычке пошел смотреть расписание спектаклей, тут ко мне подбегает помощник режиссера: “Быстро одевайся, гримируйся - и на сцену”. Шла “Утиная охота”, артист, игравший официанта, перепутал дни в расписании и не пришел. Спасло, что роль небольшая. На следующий день появился приказ № 28: “Принять артиста Щербакова на работу”.
- В 1985 году вы были лауреатом госпремии. По тем временам премия была очень солидная. Вы на что ее потратили?
- Это была государственная премия за фильм “Берег”, ее получили Наумов, Белохвостикова, Володя Гостюхин, наш оператор, звукооператор и ваш покорный слуга. Премия была 5 тысяч рублей. Эти деньги раскидали на шесть человек. Причем там было так: первые две фамилии получали половину суммы, а остальные делили вторую часть. А на что потратил, не помню. Вокруг этой премии тоже свои интриги были. Вот почему Гостюхин получил премию за “Берег”? В свое время госпремию дали фильму Ларисы Шепитько “Восхождение”. Там Володька играл грандиозно, лучше всех! А ему премию не дали, потому что он играл предателя. Но ему пообещали, как только другой фильм с его участием будет выдвинут на госпремию, как бы он там ни играл, премию получит.
- У вас есть еще одно неофициальное звание: самый снимающийся актер 90-х. А в 90-х халтурки было много…
- Я дитя своего времени. Я беру не качеством, а количеством. К сожалению, мне очень редко предлагали хороший, настоящий материал, я ни разу в кино не играл классику, если только не считать классикой советские фильмы. А остальное было не очень… Хотя, с другой стороны, мне есть чем гордиться. Мне не стыдно за “Берег”, за “Криминальный квартет”, за “10 лет без права переписки”, за “Жениха из Майами”.
Вообще это моя работа, а к работе можно относиться только хорошо. Я окончил школу-студию МХАТ, у меня диплом: “актер театра и кино”. Я живу этим, моя профессия меня кормит. Я берусь за все роли, потому что я считаю отказ от роли распиской в своей профнепригодности. Значит, что-то ты не можешь и не умеешь. Я не понимаю артистов, которые говорят: это не мое. Так сделай это своим.
- Вы до сих пор любите родной Питер? Мне довелось побывать там летом - и удивилась, в городе, в котором должен воспитывать каждый камень, сплошное бескультурье. После праздников Дворцовая площадь и все около Исаакиевского собора напоминает общественный туалет…
- Я с вами согласен, тоже этот процесс наблюдаю. К сожалению, в этом городе очень мало осталось питерцев. Все же идет от родителей, из семьи и школы. Ребенок видит, что и как делают взрослые. Воспитывая детей, нужно прежде всего начинать с себя. Моя учительница Галина Ивановна самый первый наш урок начала с того, что стала рассказывать о правилах хорошего тона, а еще о том, что если мы увидим пожилого человека, который себя плохо чувствует, нужно предложить свою помощь, если у нас спросят дорогу и есть время, то нужно проводить. Истинные ленинградцы так себя ведут до сих пор. Я не знаю почему. Может, на них повлияла блокада. Моя мама пережила блокаду. Эти питерцы более добрые, настоящие. К сожалению, в Ленинград, как и в любой другой большой город, стремятся лимитчики, вот они и мочатся на памятники.
- Сколько лет вашему сыну? Чем он занимается?
- Васе 24 года, он окончил юридический факультет МГУ. По профессии не работает. Мне стыдно устраивать его к своим знакомым, он проявит разгильдяйство, а мне будет неудобно. Сейчас Вася работает в рекламной фирме, размещает рекламу в кинотеатрах. Пока ему это нравится, потому что можно бесплатно ходить в кино.
Может быть, я в чем-то виноват перед ним. В свое время я не категорично, но в общем сказал, что мне не хотелось бы, чтобы он становился актером. Наш хлеб очень трудный, только на первый взгляд кажется, что все у нас легко. С другой стороны, если бы ему уж очень хотелось, он бы не послушал меня. А на юридический факультет его черти занесли, туда поступали его приятели, и он с ними заодно. Так что сейчас Вася на перепутье, сам не знает, чего хочет.
- Дедом он вас еще не сделал?
- К сожалению, нет. Я уже подошел к тому возрасту, когда очень хочется внуков. Все жду, говорю: давай-давай. Потому что дети бывают плохие и хорошие, а внуки – они всегда очаровательны.
- Ваш брак на чем держится?
- На взаимопонимании и умении прощать – только на этом может держаться долгий брак. Я много что прощал жене, она мне многое прощала.
- Как вы думаете, стержнем в семье является мужчина или женщина?
- В нашей семье все бразды правления отданы Татьяне (жена Бориса Щербакова работает в МХАТе зав. труппой и заведующей режиссерским управлением. – Прим. авт.). Я чувствую, что ей это нравится, поэтому я никуда не лезу. Это к вопросу о взаимопонимании. Вот ей нравится руководить – пусть руководит. Мне все равно. Мне даже так удобнее.
- Борис Васильевич, вам внешность не мешала в работе?
- У меня амплуа социального героя (раньше не было амплуа героя-любовника). Всегда мечтал сыграть острохарактерную роль, но увы… Играл любовников, сейчас буду переходить на папаш. Но я не хочу гневить бога, что есть, то и хорошо.
- А вы в бога верите?
- А вы нет? Вас разве не крестили?
- Ну крестили-то нас многих, вот только не все верят.
- А к этому отношусь с трепетом и не скрываю этого. Я верю, что-то есть свыше. И надо принимать все так, как есть. Значит, ты заслужил то, что с тобой происходит, то, кем ты являешься.
- Но в жизни так много явной несправедливости.
- Значит, где-то нарушили, может, сами не заметили, не поняли. Конечно, есть в жизни и место случайности. Тут нужно понять и правильно воспользоваться случаем.
Автор: Татьяна НАГОРНАЯ (фото автора), "Владивосток"