Прокурор принял... Неуловимый Вэпс все-таки сел
Многие репортеры, пишущие криминальную хронику, на это событие отреагировали с опозданием. А все потому, что информация об аресте самого знаменитого приморского бандита показалась им невероятнейшей туфтой. То есть слухом, на проверку которого не стоит тратить время.
Между тем Вэпс, в миру – Андрей Вытирайлов, действительно явился с повинной к прокурору Находки Анатолию Бакарасю. Прокурор повинную принял, затем вызвал наряд милиции, и люди в погонах препроводили легендарного разбойника в изолятор временного содержания.
С Вэпсом, понятное дело, поговорить не удалось. Так что же подвигло бандита на добровольную сдачу?
На этот вопрос Анатолий Бакарась ответил в духе черного прокурорского юмора. «Видимо, - сказал он корреспонденту в телефонном разговоре, - человек пожелал искупить свою вину».
Вэпс был в бегах с 1994 года. 18 его подельников получили сроки и даже успели отсидеть. 12 членов группировки, в том числе сам Вытирайлов, до сих пор находились в розыске.
Вэпс, кто не помнит, предводительствовал в славянской группировке по борьбе с чеченцами в Находке. Эта война еще ждет своего летописца. Началась резня в конце 1992 года, а закончилась в начале 94-го. Это были времена, когда в уютном портовом городке крутились бешеные СЭЗовские деньги. Была еще та «мочиловка» с обеих сторон, но неправыми оказались почему-то славяне. Их стали отлавливать и сажать, а чеченцы отделались легким испугом. В отношении лидера чеченцев Асланбека Хатуева возбудили было уголовное дело, но тут же его и прекратили. Не нашлось тогда в действиях кавказцев состава преступления.
Между тем ходили слухи, что бизнесмен Асланбек Хатуев финансировал правительство Дудаева в первую чеченскую войну.
В газете «Владивосток» осенью 1995 года появился материал с многозначительным (но таким ли уж надуманным?) заголовком «Война в Чечне начиналась из Находки». Получалось, что братья-славяне парились на нарах, а в их отсутствие и при попустительстве правоохранительных органов творилось беспримерное безобразие.
В свое время бытовало мнение, что банду Вэпса создала милиция. Корреспондент «Известий» Игорь Корольков писал в 1995 году, что упомянутое противостояние «оказалось выгодно многим. Прежде всего лидерам уголовного мира, перераспределявшим сферы влияния; правоохранительным органам – ослабление противоборствующих группировок; бизнесменам, тесно связанным с криминальными структурами; политикам, спекулирующим на «войне мафий», взывающим к сильной власти и набирающим очки у будущих избирателей».
Тот же журналист предложил такую версию событий. Поход против чеченцев объявил «откинувшийся» в 1992 году находкинский спортсмен Юрий Давыдкин. Он и его многочисленная бригада поначалу вполне вписывались в милицейскую разработку - «бороться с преступностью руками самих преступников». Весной 1993 года Юрия Давыдкина убили в Москве, и с тех пор власть в команде перешла к Вэпсу, имевшему к тому времени уже две судимости. Охота на кавказцев стала еще более жестокой. А самое страшное, сообщают «Известия», группировка вышла из-под контроля отдела по борьбе с организованной преступностью. Она успела подмять под себя большую долю экономики Находки.
О добровольной явке Вэпса в прокуратуру сходу сложился недурственный анекдот. Будто бы явившись, он с порога поинтересовался: « А что – меня действительно ищут? Я об этом узнал из вчерашней газеты».
Трудно найти черную кошку в темной комнате… Особенно, если не хочется. Говорят, что Вэпса видели все эти долгие годы (начиная с 1994-го) то там, то сям, но он при этом и не думал прятаться. И будто бы существуют (существовали?) властные структуры, не заинтересованные в поимке Вэпса. Слишком многое может рассказать?
Семь лет ждали приговора подельники Вэпса. У многих окончились сроки. Ваш корреспондент набрал по городскому справочнику номер телефона Стяжкиных и (абсолютно неожиданно для себя) поговорил с одним из первых лиц бывшей вэпсовской команды.
От встречи Стяжкин наотрез отказался, но на один вопрос все же ответил.
- Правда ли, что появление славянской группировки в Находке инспирировало МВД?
- Неправда. Это был нормальный бизнес по всем правилам тогдашней игры. Не было политики, и под милицией мы никогда не сидели.
… Что касается Вэпса, то он пообщается с прессой, судя по всему, нескоро. По словам Анатолия Бакарася, судить его будут по старому Уголовному кодексу, а соответствующая статья (бандитизм) тянет лет на 15 неволи. (При этом отметим, что в старые времена была бы «вышка», но сейчас в стране действует мораторий.)
Следствие по делу Вэпса продлится не менее полугода. Его будут вести совместно краевая и находкинская прокуратуры.
Автор: Юрий БОДУХИН, «Владивосток»