Кит попался на веревку
Операция по спасению детеныша малого полосатика закончилась успешно. Еще в четверг в Институт биологии моря стали поступать первые звонки от горожан, которые вроде бы видели в районе Токаревской кошки выбросившегося на берег кита. Первым делом ученые попытались связаться с береговыми спасателями, но оказалось, что они китами не занимаются. Услуги морских спасателей институт не потянул бы. Поэтому уже в пятницу утром Евгений Соболевский, заведующий лабораторией ихтиологии, руководитель сектора по морским млекопитающим ИБМ, на судне “Профессор Насонов” отправился на поиски пострадавшего.
Информация о ките была настолько неопределенной, что новоиспеченные спасатели даже и не знали, где именно следует его искать. На Токаревской кошке оказалось пусто, зато на противоположном берегу, на острове Русском, кита было видно сразу. Судно остановилось в 100 метрах от берега, и несколько человек отправились в шлюпке к киту. Детеныш малого полосатика - всего пять метров в длину - безжизненно лежал на берегу. Изо рта бедолаги торчал толстый пеньковый канат, размотавшийся с рядом лежащей бухты. Видимо, во время охоты за селедкой кит закусил канат, тот запутался в усовых пластинках, и полосатик потерял возможность двигаться. Под солнцем кит уже начал перегреваться, его кожа стала сухой и в некоторых местах вспузырилась. Евгений Соболевский первым делом полил китенка.
К счастью, тот отреагировал – жмурясь от воды, прикрыл глаз, а потом открыл его снова. Значит, его еще можно спасти, гораздо хуже, если кит уже не реагирует на воду и практически не дышит. На боку, животе и хвостовом стебле полосатика были многочисленные раны, которые он получил, ударясь о камни, когда тянулся за канатом, как поплавок. Рот кита освободили от каната, с “Профессора Насонова” прибыла подмога, и уже вся команда занялась спасением.
Было довольно непросто переворачивать с боку на бок двухтонную махину. Под брюхо кита загнали импровизированные рычаги и вручную начали кантовать его на глубину.
- Умный нам китенок попался, - вспоминает Евгений Соболевский. – Он все время нам помогал, когда переворачивали, – прижал плавники к телу, а когда уже тащили на глубину – отталкивался изо всех сил.
Около часа ушло только на то, чтобы сдвинуть кита с места. Все уже были мокрые, но даже не замечали, что вода далеко не летней температуры. Наконец удалось оттянуть кита на небольшую глубину. Постоянно приходилось обследовать дно, чтобы полосатик не поранился о камни. После этого завели его еще глубже. Кит в последний раз оттолкнулся плавниками и пошел на глубину. Все с волнением наблюдали, как измученное существо все дальше удаляется от берега, погружается в родную стихию. Сначала кит шел гузно, практически не заныривал под воду. Но потом пришел в себя и в первую очередь бросился на косяк мелкой селедки – проголодался.
Малые полосатики – вполне обычный для Приморья вид. Осенью они заходят в залив Петра Великого, любят поживиться сельдью, которая подходит к берегу. Частенько обитатели моря - не только киты, но и дельфины, морские котики - попадаются в ловушки, которые для этого не предназначены. Моряки не редко выбрасывают за борт ненужные грузовые и такелажные сети, канаты, снасти, которые в воде не разлагаются, а во время шторма их поднимает со дна. Это становится причиной гибели многих морских обитателей. Не удалось спасти сотрудникам Института биологии моря кита-бутылконоса, который в этом году на глубине 500 метров попал в сеть.
Хорошо, что помощь к детенышу малого полосатика пришла вовремя. Все это время вокруг бедолаги крутился бот - наверняка кто-то был непрочь поживиться свежим мясом кита.
Автор: Ирина ИВАНЮШИНА, "Владивосток"