Таксистом быть – по-волчьи выть?
«Полтинник!» - небрежно бросил водитель остановившейся “Волги” с шашечками на двери. С той же небрежностью мы ему ответили, что ловим не такси, а попутку, на которой за полтинник можно исколесить полгорода.
Уже обычным явлением во Владивостоке стали люди, голосующие попутку. И это не оттого, что кошельки пухлые. Ведь время, как говорится, деньги, а сколько такого времени можно потерять в пробке на маршрутке за пятерку. Но одно дело – поймать попутку, другое – такси. Первый вариант дешевле. Вот и приходится таксистам целыми днями стоять на автобусных остановках в ожидании лопухов, которые решат прокатиться на таксо.
Где поймать лопуха?
Это очень больной вопрос для извозчика. Прибыльных мест в городе очень мало, в основном это привокзальные площади и соседние остановки. Однако и здесь желающих взять таксомотор очень и очень немного. Считается, что потенциальными клиентами можно назвать приехавших во Владивосток по делам, особенно если их никто не встречает. Таких людей видно издалека, у них глаза находятся в поиске, изначально они не против, чтобы их доставили до места, и даже ждут, когда их поймают.
Также можно попытаться подцепить клиента в темное время суток, когда попутки останавливаются редко, да и вообще машин очень мало. Кстати, в данном случае есть опасность для самого таксиста, вдруг клиент попадется ненормальный – слишком уж жизнь дорога, да и удовольствия мало.
Иногда в лопуха превращается и сам таксист. Бывали такие случаи, когда водители “велись” на обещания больших денег и оставались ни с чем. Одну такую историю поведал мне Василий Николаевич, таксист со стажем. Разговорился он во время нашего общего путешествия по городу на его “Волге”. Дядя Вася однажды попал впросак, когда согласился возить своего попутчика как личный водитель. Парнишка не обещал золотых гор, а определил таксу – 100 рублей в час – даже деньги показал. Итак, после нескольких часов кружения по городу современный Остап попросил несколько минут подождать его у магазина, из которого не вернулся и через полчаса. Так и остался дядя Вася с носом. Как говорится, обжегшись на молоке, дуешь на воду - с тех пор он не любит людей кавказско-восточного типа.
О бедном таксисте замолвите слово
И вот ведь незадача, в подобных случаях уличным таксистам даже обратиться некуда – по закону они не являются официальными перевозчиками. Сегодня в городе сложилась такая ситуация, когда все таксоперевозчики разделились на две основные группы: заказные (официальные) и уличные (неофициальные).
Заказные перевозки - дело довольно хлопотное, как считает Игорь Никрошевич, специалист в данной области. Во-первых, для того чтобы честно начать работу в какой-нибудь из официальных фирм такси, деятельность и машину нужно сертифицировать, получить соответствующие лицензии, а это немалые деньги. Во-вторых, работая в подобной фирме, водитель должен, по крайней мере теперь, позабыть о высоких заработках. После повышения Приморской краевой думой вмененного единого налога на различные виды деятельности официальным таксистам стало сложно работать. Если сесть и прикинуть, сколько одна машина приносит денег с сегодняшней установленной таксой, то становится ясно, что стоимость услуги нужно повышать. Смотрите сами – в сутки один таксомотор приносит в среднем тысячу рублей, соответственно в месяц около 25 тысяч. Из этих денег на топливо – девять тысяч, на запчасти и ремонт – шесть. Что же получается – 10 тысяч остатка, из которых водитель такси получает на руки около пяти. И из этих пяти тысяч он обязан заплатить налог, который на данный вид деятельности составляет почти пять тысяч.
В соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, входящими в виде приложения № 1 к приказу Минтранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. № 176 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР”, все таксомоторы личного пользования должны быть снабжены таксометром. Причем не простым, а электронным, со специальным печатающим устройством, чтобы каждому пассажиру чек выдать. Кстати, эти правила еще никто не отменял. Однако покупка такого аппарата слишком дорога для нынешних перевозчиков. В Москве стоимость таксометра, разрешенного к использованию, составляет 240 у. е., плюс 100 у. е. на установку и обслуживание. Подобные нововведения приведут к тому, что такси, изначально дорогой вид транспорта, будет стоить еще дороже.
Смешно предположить, что те таксисты, которые работают на улице, пойдут на такие убытки. Частники, назовем их так, зачастую не имеют ни лицензий, ни сертификатов, им невыгодно светиться, официально их не существует. А предприятия, которые раньше занимались таксоперевозками и подчинялись одной организации – “Приморавтотрансу”, сейчас только сдают свои машины частникам в аренду. Честно говоря, большая часть этих арендованных машин уже практически непригодна к использованию. Срок амортизации “Волги” равен в среднем семи годам. Последние же таксомоторы в количестве 273 штук по линии Минтранспорта поступили в Приморье в 1989 году. С тех пор техника в таксомоторных парках практически не обновлялась. В основном в связи с тем, что в 92-м году из производственно-технического объединения “Приморавтотранс” все таксопарки были переданы под крыло муниципальных образований, а затем приватизированы. Такая беда приключилась во всех городах Приморья с развитой системой таксотранспорта. Находку и Уссурийск, в каждом из которых количество муниципальных таксомоторов было под двести штук, постигла участь Владивостока. В итоге такси, если их так можно сейчас назвать, остались беспризорными в прямом и переносном смысле. Во-первых, администрации муниципальных образований перестали дотировать предприятия с негосударственным капиталом. Во-вторых, теперь практически никто не занимается инспектированием оставшихся таксомоторных фирм и фирмочек.
А пока налог утек
- Нереально сейчас заниматься еще и этим видом транспорта, - считает Владимир Одинцов, главный государственный транспортный инспектор, руководитель Приморского краевого отделения Российской транспортной инспекции. – Такси не является социально значимым в Приморье, это в Новосибирске и Москве администрации обращают внимание на работу такси. Потому наша организация не стремится увеличивать объем работ, взяв на себя инспектирование всех таксомоторов, нам и с автобусами проблем хватает. Конечно, мы не отказываемся от проверок по жалобам клиентов, однако такие бывают очень редко – два-три раза в год.
Похожую точку зрения услышали журналисты “В” и в краевой администрации. Специалисты-транспортники выразили мнение, что таким видом транспорта, как такси, должны заниматься администрации муниципальных образований. Они же должны инспектировать или даже дотировать подобные предприятия.
В итоге получается, что пока муниципалы думают, таксисты-частники кладут деньги в свой карман, абсолютно не делясь налогами с государством. В свою очередь государство в лице краевой администрации пытается увеличением налогов задушить последних таксистов. А ведь можно разойтись полюбовно, например, так.
Способ первый – фантастический: муниципалитеты отбирают у акционерных обществ приватизированные ими территории таксопарков. Кстати, там до сих пор сохранились великолепные ремонтные базы, которые позволят возродить таксомоторный бизнес. Затем города покупают новые машины и заново создают таксомоторные организации с централизованным управлением.
Способ второй – реальный: администрации городов приглашают к сотрудничеству все расплодившиеся фирмы, специализирующиеся на автомобильных перевозках. Потом за счет городской казны или, как вариант, за счет претендентов занимаются оборудованием стоянок такси по городу и раздачей их в аренду. Подобное сосуществование довольно реально, вот только заниматься подобным слиянием никто не хочет, хотя предложения от определенного круга лиц в администрации городов и районов уже поступали.
Автор: Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, "Владивосток"