Человек есть одиночество в квадрате…

Эту строку поэта знают наши дети очень хорошо. Не буквально… Просто знают это чувство.

19 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1062 от 19 окт. 2001
Эту строку поэта знают наши дети очень хорошо. Не буквально… Просто знают это чувство.

Порой оно бывает, как и другие философские категории, всепоглощающим. Часто ли мы, родители, размышляем об этом?

Часто ли что-то пытаемся объяснять?

- Ты с кем дружишь в классе? - задаю вопрос дочери.

Она называет подружек, чуть помедлив.

- Что ты?

- Знаешь, мам, иногда мне кажется, что я все равно отдельно, - и совсем по-взрослому добавляет: - Дети иногда такие злые, наверное, они тоже одинокие…

Как говорится, без комментариев. И все же я обратилась за ним к учителю школы «Гармония» Наталье Асомчик:

- Очень много одиноких детей. Причем это не только внешне заметно – один в классе, ни с кем не дружит. В этом как раз проще разобраться, попытаться устранить причину. Страшно одиночество внутреннее, которое так хорошо знакомо нашим детям. И из благополучных семей в том числе.

Глаза грустные. Они одиноки оттого, что родители загружены. Утром и вечером - пятиминутное общение. А им этого так не хватает. Им нужен собеседник, важно чувствовать. Что они нужны, что их любят…

Точно-точно. Сразу вспоминаю, как дочка в который раз спрашивает:

- Ты меня очень любишь?

- Почему ты сомневаешься?

- Ну просто спрашиваю, хочу еще раз услышать…

Наталья продолжает:

- Иногда они так ждут и ищут этого общения, что пытаются даже прикоснуться ко мне, подержать за руку (речь идет о начальной школе). А уж если есть свободное время после уроков, чего только не услышишь! Дети ведь не всегда знают границу, которую не надо перешагивать. Иногда выдают самые сокровенные семейные тайны – и понимаешь: им просто негде больше выговориться. И от этого невысказанного, от этих незаданных вопросов у них накапливается столько агрессии, что рано или поздно она обязательно выплескивается. Порой самым неожиданным образом. Я работала в обычной общеобразовательной школе, сегодня - в частной. В принципе все дети одинаковы. Своим одиночеством. Мы им очень нужны, именно родители.

Часто моя дочь спрашивает о чем-либо “А у тебя так было?” Начинаю объяснять и понимаю, что конкретных слов мало – надо просто быть. Для них, у них, с ними. Предлог не так уж важен…