Посьет надеется на Москву, а работает с Японией

В июле нынешнего года в экономике Приморья произошло весьма примечательное событие – группа “Московский деловой мир” стала владельцем “Торгового порта Посьет” в качестве первого звена формируемого ими транспортного холдинга. Прошло несколько месяцев, и корреспонденты “В” посмотрели, что же изменилось после исторической сделки.

16 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1059 от 16 окт. 2001

 В июле нынешнего года в экономике Приморья произошло весьма примечательное событие – группа “Московский деловой мир” стала владельцем “Торгового порта Посьет” в качестве первого звена формируемого ими транспортного холдинга. Прошло несколько месяцев, и корреспонденты “В” посмотрели, что же изменилось после исторической сделки.

Итак, обрисуем хронологию событий. В мае группа “МДМ” выкупила 49,2 процента акций Посьета у Находкинского торгового порта и более мелких акционеров вроде “Портал лимитед”. Еще 29,6 процента акций принадлежит фирмам “Лабрис” и “Ферротранс”, портовым экспедиторам контролируемого “МДМ” “Новокузнецкого завода ферросплавов”. 10 июля на внеочередном собрании акционеров представители “МДМ” заняли пять из семи мест в совете директоров порта. Его генеральным директором был избран Роман Забелин, ранее руководивший “Лабрисом”.

В 2001 году группа “МДМ” приобрела крупные разрезы “Востсибуголь” и “Читауголь”, поэтому неудивителен ее интерес к хасанскому порту, традиционно ориентированному на перевалку ферросплавов и угля. Порт Посьет замыкает цепочку своеобразной монополии, официально названной “зарождающимся транспортным холдингом”.

Торговый порт Посьет - одно из стратегически важных предприятий Хасанского района наряду со Славянским СРЗ, портом Зарубино. Москвичи все рассчитали и вложили капитал в стабильно работающий порт.

- За эти месяцы особых изменений не произошло, - говорит замдиректора по экономике Лариса Романенко. Однако, по ее мнению, создание такого рода транснациональных групп и “возвращение к плановому хозяйству” приведет к порядку в экономике России. Кстати, в сентябре еще одна московская компания – “Северстальтранс” скупила 19,9 процента акций крупнейшего в регионе порта Восточного и открыто выразила намерение завладеть контрольным пакетом. Оба порта имеют государственные пакеты, формально контролируемые Мингосимущества: 13,3 процента – у посьетского порта, 20 – у порта Восточного. Обе транспортные структуры отошли под московское влияние впритирку с выборами нового губернатора в Приморье (в эпоху Наздратенко такое, как известно, не допускалось). Кроме того, и в Посьете, и во Врангеле (разумеется, в разных пропорциях и масштабах) специализируются на высокоприбыльных угле и контейнерах. Менеджеры обоих морских компаний полагают, что московское влияние даст новый толчок развитию доверенных им компаний. А что из этого получится – покажет время.

- Порт работает и без московских инвестиций, - поясняет Лариса Романенко. - Другое дело, что хотелось бы иметь больше грузов и контрактов. Если в 1989 году Посьет переработал 1400000 тонн грузов (при проектной мощности в миллион), то по итогам 2000 года – всего лишь 365000. В этом году, по прогнозам, через порт пройдет не больше 400 тысяч тонн.

Старожилы предприятия помнят золотые годы. В советские времена индустриализированный берег бухты Новгородской представлял собой сплошную гору грузов, по которому докеры пробивали тропинки. Как же, ведь от одних только 500-тысячных госзаказов на северный завоз ломились причалы. В 2001-м портовики в какой уже раз невольно почувствовали, что Камчатка будет замерзать.

Ставка сделана на Японию, традиционного импортера продукции, перегоняемой через порт Посьет. Представители Страны восходящего солнца ужесточили требования к качеству поставляемого угля. Согласно заключенному с японцами контракту в порт доставлены две сепарирующие установки для очистки угля от железа и грязи.

Навалочные грузы проходят в Приморье в основном через порт Восточный, где установлены мощные терминалы круглогодичного хранения. Торговый порт Посьет, вторая в Приморье площадка навалочной специализации, пока что не может похвастать такими возможностями. Однако три причала при определенных условиях могут стать привлекательными для потенциального партнера Посьета. Скажем, Восточный со своими возможностями мог бы перерабатывать гораздо больше грузов, чем сегодня, если бы не перегруженная железная дорога. У Посьета в этом смысле есть все шансы переложить часть нагрузок на свободную хасанскую ветку. К тому же с 1 августа МПС уравняло все спецставки по передвижению грузов.

Кроме того, Хасанский район страдает от безработицы. Если порт увеличит производственные мощности, появятся новые рабочие места, считает Олег Ткачев.

А москвичи? Москвичи, хочется надеяться, направят свои разрезы и заводы в нашу сторону.

Автор: Александр СЫРЦОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"