По пути экономики, а не политики предлагает идти ДВЭУК во всех вопросах жизнеобеспечения Приморья

На вопросы ведущих СМИ Приморского края в формате дистанционной пресс-конференции, организованной пресс-департаментом ЗАО “ЛуТЭК”, отвечает генеральный директор Дальневосточной энергетической управляющей компании Виктор МЯСНИК.

16 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1059 от 16 окт. 2001

 На вопросы ведущих СМИ Приморского края в формате дистанционной пресс-конференции, организованной пресс-департаментом ЗАО “ЛуТЭК”, отвечает генеральный директор Дальневосточной энергетической управляющей компании Виктор МЯСНИК.

- Расскажите о ходе освоения инвестиционных средств РАО “ЕЭС России”.

- Из 726 миллионов рублей “ЛуТЭКу” перечислено 420 миллионов. Они вложены в основном в переменные составляющие: новые бульдозеры, “БелАЗы”, тепловозы и т.д. При этом у нас нет надлежащей ремонтной базы, инфраструктуры ремонта. Без этого и новым “БелАЗам” через три-четыре месяца придет конец.

На сегодняшнем этапе, считаю, подход к освоению денежных средств должен быть резко изменен, и оставшиеся инвестиции брошены на создание инфраструктуры обслуживания поставляемой техники и горношахтного оборудования. Вплоть до того, что, может быть, не запускать сразу в оборот приходящую с завода технику до тех пор, пока под нее не будет сформирована ремонтная база, запущены технологии, набран обслуживающий персонал. Потому что если полученный “БелАЗ” выйдет на линию, то остановить его уже будет сложно. Он будет работать на износ, и в результате через полгода получим ту же картину: на балансе 44 большегрузных автомобиля, а на выходе – 10.

Время для качественно нового подхода к освоению инвестиций еще не упущено, в том, что мы грамотно ими распорядимся, все должны быть уверены.

- Какие суммы денег вынужден отдавать “ЛуТЭК” за поставки дальнепривозных углей и как это сказывается на предприятии экономически и социально?

- Из всей суммы, затрачиваемой на приобретение угля для Приморской ГРЭС, 40 процентов денежных средств уходит на оплату поставок дальнепривозного твердого топлива. И здесь я бы больше сосредоточил внимание как раз на социальном аспекте этой проблемы. Налицо аксиома: чем больше мы завозим угля из-за пределов края, тем меньше добываем своего. Зачем добывать местный, если можно привезти, причем “дядя” за покупку отвечает? Если станция все равно может выживать, выполнять поставленные задачи по несению нагрузки, то почему мы должны работать так, чтобы рубашка к спине липла?

Поэтому наша задача: отказаться от привозных углей, создать такую инфраструктуру собственной добычи, такую систему стимулирования, чтобы дальнепривозной уголь был, как красный флажок – раз появился на горизонте, значит, сразу же экономически повлиял на работающих здесь людей.

Нами завершается подготовка программы перехода разрезоуправления “Лучегорское” и Приморской ГРЭС на систему работы по внутрихозяйственным договорам, на соответствующую схему премирования с целью создания конкурентности собственной добычи угля дальнепривозным поставкам. Это сегодня очень важно, это и есть экономика: постепенно сокращать и до конца 2002 года полностью освободиться от закупки твердого топлива за пределами края.

- Насколько сильно ощущается помощь Приморью со стороны РАО “ЕЭС России”?

- Что такое помощь РАО в этом году? Это вся кредитная масса под закупку топлива для края (только для “Дальэнерго” это 350 миллионов рублей, для “ЛуТЭКа” – около 180 миллионов). Считаю, это колоссальная поддержка Приморью. Об инвестиционной программе энергохолдинга России мы уже говорили. Именно она позволит добиться модернизации угольного комплекса в Лучегорске. Кроме того, РАО “ЕЭС” согласовало с правительством и берет огромный кредит в целях надежного обеспечения топливом энергосистем, в том числе и нашей, в четвертом квартале.

При этом очень важно, что в нашем крае произошло позитивное изменение в отношении к энергетикам. Администрация Приморья внятно обозначила свою позицию: за электроэнергию надо платить. Большое спасибо Сергею Михайловичу Дарькину, что он выступает в первую очередь с экономических позиций, отбрасывая политику в таком крайне важном вопросе. Железо (энергооборудование, горная техника) не понимает политического давления, ему нужен качественный ремонт, который можно произвести только при условии полных и своевременных расчетов потребителей с энергопредприятиями. Большая заслуга губернатора в том, что в Приморье наконец перестают искать виновных в лице энергетиков, что на смену популистским лозунгам приходит нормальное экономическое мышление. Между Приморским краем и РАО “ЕЭС России” заключено генеральное соглашение о ликвидации перепродавцов электроэнергии.

С точки зрения подготовки к зиме самой компании. На ее электростанциях создан нормативный запас угля, ремонтная кампания проведена на уровне 102 процентов, основные ремонты будут закончены в срок, денежными средствами эти работы обеспечены.

Поэтому я и уверен, что Приморье нормально пройдет зиму, тем более что мы занимаемся подготовкой к ней всем миром.

- В каком ключе строится работа с полпредом президента на Дальнем Востоке?

- Считаю, в конструктивном. В ходе последнего рабочего визита в Приморье Константина Борисовича Пуликовского мы доложили ему о проделанной работе по подготовке к зиме, он остался удовлетворен ходом выполнения наших обязательств. Одновременно Константин Борисович обозначил ряд жестких постановочных вопросов, которые мы нормально воспринимаем и работаем над их реализацией.

- Взаимоотношения энергетиков и “Водоканала”: в чем проблема, каковы взаимные долги, почему не действует схема взаимозачетов, почему жители городов не получают воду в нормальном режиме?

- Любые взаимоотношения должны прежде всего иметь законность и аспекты внутренних договорных отношений. Недавно созданное предприятие “Юг Приморья” продает нам воду. Мы ее берем, включаем в технологический процесс, но из-за искусственного снижения городами норм продажи в итоге получается следующее: мы покупаем кубометр воды за 8 рублей, а продаем за два. И нас еще спрашивают: энергетики, в чем ваша проблема? Да в том проблема и есть, что нам экономически невыгодно покупать эту воду.

Почему нельзя применить взаимозачеты? Потому что воду нам продают примерно так: хотите, это будет 90 кубов, хотите 130, то есть сколько кому нравится. Нет системы учета в огромных технологических аспектах. Естественно, нас это не устраивает. Мы электроэнергию продаем по счетчику, а воду должны брать по диаметру трубы? Поэтому мы и предлагаем разделить два вида деятельности: электроэнергия - отдельно, вода – отдельно. Взаимозачеты же могут иметь место только там, где есть сбалансированность с точки зрения учета и законности.

Но мы все равно решим эту проблему, все равно договоримся с позиций здравого смысла. В этом вопросе, как и в других, мы предлагаем идти по пути экономики, а не политики.

- Рассматривается ли возможность экспортных поставок электроэнергии в соседние страны, в частности, по линии “ЛуТЭК” – КНР?

- Сегодня нет возможности рассматривать вопрос экспорта электроэнергии из Приморья.

Автор: Вероника БЕЛОУСОВА, пресс-центр ЗАО "ЛуТЭК", специально для "В"