Война у порога. Наши снова уходят в бой?

Тревога стучится в наши дома. Она струится из телевизионных экранов, сочится с газетных полос. Война.

10 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1056 от 10 окт. 2001
Тревога стучится в наши дома. Она струится из телевизионных экранов, сочится с газетных полос. Война.

Она, конечно, где-то очень далеко. Пока. И нас не касается. Пока.

Но когда по телевизору в сводке новостей показывают парад войск афганского Северного альянса, где грохочут колонны танков и БМП, я прихожу к твердому убеждению (может быть, субъективному), что за рычагами и прицелами боевых машин сидят не бородатые моджахеды в халатах и шароварах, а офицеры и прапорщики, прибывшие из-за другого берега Пянджа.

Добровольцы? Контрактники? Или направлены в служебную командировку?

…Странная информация пришла в редакцию из одного очень и очень компетентного источника: подразделение морской пехоты ТОФ готовится к отправке в Таджикистан. Вроде бы как не воевать, вроде бы для обеспечения охраны неких объектов (предположительно, узлов связи). Боюсь, что матерям и женам от этого легче не станет. Правда, пресс-центр ТОФ, куда мы обратились за разъяснениями, эту информацию официально опроверг. Очень хочется верить пресс-центру. Но я помню, как в декабре 1994-го также опровергались сообщения о возможной отправке 165-го полка морской пехоты на Северный Кавказ. А через пару недель полк вылетел в Чечню.

Впрочем, мы (я имею в виду наших земляков) уже на передовом рубеже - несколько сотен пограничников ТОРУ ФПС постоянно несут боевую службу по охране таджико-афганской границы. Опять же - дай бог, чтобы только по охране.

В конце августа - начале сентября (как позже выяснилось, в аккурат перед началом войны) наши корреспонденты побывали в лагерях афганских беженцев в Киргизии. Репортаж оттуда был опубликован на страницах “В” 21 сентября. После начала боевых действий мы снова связались с афганцами, вынужденно оказавшимися вне родины.

“Афганские беженцы в Киргизии приветствуют начало военных операций Америки против “Талибана”, - сказал генерал Джобархел Лал Мухаммед, председатель фонда помощи беженцам в Бишкеке. “Мы надеемся, что Америка очистит нашу страну от террористов”, - сказал он в интервью по телефону.

Все родственники Лал Мухаммеда давно покинули родину, и большая часть из них проживает в Пакистане. Он считает, что больших волнений и демонстраций в Пакистане не будет - слишком много там беженцев, ненавидящих “Талибан”. Лал Мухаммед говорит, что во время бомбардировок не будет жертв среди мирного населения. “Все мирные люди уже покинули Афганистан. Только в Пакистан перебралось 2 миллиона, а сколько в Иране, Таджикистане!”

Афганские беженцы в Киргизии не стали ждать, когда американцы обратят на них внимание. Самые уважаемые люди общины собрались и отправились в посольство США в Киргизии. На официальной встрече с послом они выразили соболезнование родным и близким американцев, погибших во время террористических актов 11 сентября, и сказали, что полностью поддерживают акцию Америки по устранению антигуманного режима, воцарившегося в их стране.

Некоторые беженцы прямо сейчас готовы вернуться на родину и помочь войскам Северного альянса освобождать страну, но пока перекрыты все границы, и на законном основании пересечь их невозможно. Остается сидеть и ждать окончания военных действий.

Лал Мухаммед настроен очень оптимистично. Он считает, что через два-три месяца Афганистан будет освобожден. У талибов не так много сил, и долго сопротивляться мощной американской военной машине они не смогут. И все их угрозы в адрес Узбекистана, которому они объявили священную войну, - пустой звук, говорит он.

“Мы уже собираемся домой. Пока еще только морально, но скоро придет время возвращаться”, - говорит он и приглашает журналистов в гости в Кабул. Он хотел бы, чтобы в страну вернулся король Захир Шах, которого народ уважал и при котором жил мирно. “У нас, конечно, сразу будут выборы, - говорит он. - Можно даже выбрать короля, но теперь он будет президентом, хотя, конечно, время его уже ушло”.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток", Нонна ЧЕРНЯКОВА, специально для "В"