Земли наши – руки ваши
В селе Голубовка Дальнереченского района было когда-то отделение совхоза “Рождественский”. Теперь здесь предприятие со стопроцентным иностранным капиталом – ООО “Кедровка”. Одна из китайских сельскохозяйственных фирм, выступив учредителем развалившегося хозяйства, взялась вернуть его к жизни.
Более 500 гектаров земли, еще недавно заросших полынью, вновь стали давать хорошие урожаи. Здесь выращивают кукурузу на зерно, сою, родятся отменные арбузы. Китайские специалисты не претендуют на оседлость, они приезжают сюда на сельскохозяйственный сезон. У местных жителей появился выбор: либо сидеть без копейки, либо пойти подработать у китайцев. Раньше сельчане были против чужаков в своем селе, но на недавнем сходе большинство высказались уже за.
Пример этот вызывает самые полярные мнения. Одни говорят: не страшно, что китайцы работают на наших полях, страшно, что они тут хозяева. Другие уверены: лишь бы родила земля, не простаивала, и коль нет другого выбора, пусть китайцы дадут ей ума.
Наплыв иностранных рабочих в наши края на сельскохозяйственный сезон большой, это ни для кого не секрет. Но взаимоотношения с иностранцами строятся на разной основе. Какие-то сельхозпредприятия просто “выписывают” на время от посадки до уборки урожая бригады, которые трудятся на четко оговоренных условиях. Часть земель отдана тем же китайским фирмам в аренду. А вот, например, крепкое хозяйство во Владимиро-Петровке Ханкайского района – это совместное предприятие. Здесь по полям уже бегают китайские комбайны, и технология выращивания сои, риса, кукурузы на зерно отрабатывается совместно.
Нынешнее лето во многом стало показательным. По выращиванию арбузов нашим сельчанам с восточными соседями лучше не тягаться, вряд ли что получится, а вот традиционные приморские овощи уверенно потеснили китайскую продукцию. Есть в крае хозяйства, которые выходят из кризиса, становятся на ноги фермеры, и это видно по выбору на рынке, который нельзя не отметить. Опасность экспансии китайского продовольствия сама собой ослабевает. Нормальная работа расставляет все по местам.
Свято место пусто не бывает
В окрестностях села Цуканово Хасанского района идет уборка капусты поздних сортов. Взрослые и дети шустро наполняют кочанами кузов “Беларуся”. Отработал день – тут же получи расчет. 50 рублей за смену - неплохое подспорье для семьи. Поэтому многие жители села весь сезон подрабатывали в сельхозпредприятии.
Но вы ошибаетесь, если думаете, что это местное хозяйство добилось такой финансовой стабильности и может себе позволить рассчитываться со своими работниками без сбоев. Увы, на расположенном в Цуканово ООО “Посьетское” практически поставлен крест – идет процесс его ликвидации. Из нескольких совхозов, которые когда-то выращивали на хасанской земле неплохие урожаи, это одно из последних хозяйств, которые продержались так долго.
Но, как известно, свято место пусто не бывает. Под Цуканово обосновались люди приезжие – представители сельхозпредприятия “Бонсам и Ко” из Артема, которые настроены не просто занять освободившуюся нишу, но и доказать, что хасанская земля способна прокормить всех, кто на ней живет. В первую очередь артемовцы занялись традиционными для Приморья культурами: картофелем, капустой, морковью. Посадили немного арбузов, чтобы убедиться, как прекрасно они себя здесь чувствуют. Первый год из-за разразившегося летом наводнения нельзя считать удачным, но больших планов на будущее от этого не убавилось.
Насекомые сами разберутся с вредителями
Хозяйство в Суражевке в большей степени известно приморцам как тепличное. Зимой местные огурчики-помидорчики – оттуда. Однако это лишь одно из направлений работы крупнейшего научно-производственного предприятия по овощеводству на Дальнем Востоке. Хозяйства, созданные под эгидой Приморской овощной опытной станции, ежегодно дают более 7 тысяч тонн овощей – треть выращенных в крае. И урожайность тут одна из самых высоких – как на Хоккайдо. Объем реализации продукции в нынешнем сезоне, по предварительным подсчетам, должен составить 100 миллионов рублей.
Предприятие – государственное, но живет практически полностью на самофинансировании. Есть лишь мизерная дотация на животноводство да государственные заказы по селекции новых сортов. Получается, что в структуре доходов опытной станции бюджетные деньги не превышают трех процентов. Зато налоги предприятие платит весомые.
Такие вот впечатляющие цифры. А что за ними? Не открою Америки, если скажу, что секрет – в людях. На станции работают специалисты высокого класса, 12 кандидатов сельскохозяйственных наук, большинство из которых выросли в этом коллективе. Вот и создание биохимкомплекса стало возможным после того, как появились свои профессионалы.
- Мы взялись за такое серьезное дело, когда вырос профессиональный уровень наших специалистов, - рассказывает директор Приморской овощной опытной станции Сергей Сидоренко. – Три человека за последнее время защитились по закрытому грунту: Галина и Сергей Бровко, Татьяна Гурская. Не имея профессиональных кадров, можно вкладывать какие угодно средства – все будет впустую.
На оборудование комплекса денег действительно ушло много – в общей сложности около 5 миллионов рублей. Ведь пришлось не только дорогостоящее оборудование покупать, но и достраивать здание, фундамент которого заложили еще больше десяти лет назад. Тогда Приморская овощная опытная станция была только создана, и на счастье, очень быстро удалось развернуться, многое построить.
К биохимкомплексу, который сначала замышлялся как лаборатория с блоком селекционных теплиц, вернулись во многом благодаря настойчивости Галины Бровко. Она сумела многих убедить в необходимости серьезно работать над экологизацией выращиваемой продукции, сокращением применения пестицидов. В мире это одно из самых перспективных направлений. Богатые иностранцы уже готовы платить баснословные деньги за экологически чистую продукцию. На опытной станции цену овощей на первое место не ставят, но считают, что приморцы ничуть не хуже толстосумов из США и тоже должны есть безвредные помидоры, огурцы, капусту. Другое дело, что такое производство - это глубокая промышленная технология, требующая применения серьезных научных исследований, новейших разработок, большого практического опыта.
Биохимкомплекс включает в себя несколько лабораторий. Здесь разводят энтомофагов – насекомых, которые питаются вредными насекомыми и их личинками. К примеру, чтобы бороться с тлей, совсем необязательно сыпать на растения химические препараты, это можно доверить насекомым, для которых тля – прекрасное лакомство. В Суражевке мне называли множество различных полезных насекомых, о которых я слышала впервые. Но такие букашки живут в природе, просто мы о них очень мало знаем. Насекомых надо лишить свободы, изучить, научиться разводить в неволе, а потом уже выпускать в очаги появления тли или других вредителей. Биологическая защита растений позволяет сократить их химическую обработку на 80-90 процентов.
На первом этапе в Суражевке ставят перед собой задачу использовать энтомофагов для защиты овощей в теплицах, а потом уже перенести этот метод на открытый грунт. Ничего удивительного скоро не будет также в том, что нужное полезное насекомое смогут купить овощеводы-любители. Ведь каждому из нас тоже бы хотелось поменьше использовать химии на своих участках. В прошлый “тепличный” сезон один гектар закрытого грунта на Приморской овощной опытной станции уже поддерживался исключительно при помощи биологической защиты. Гектар, на котором была выращена экологически чистая продукция, кроме того, дал урожайность на 18,5 процента выше, чем с применением пестицидов.
В лабораториях биохимкомплекса создаются также новые гибриды томатов, адаптированных к местным условиям и устойчивых к вредителям, разрабатываются биологические препараты против различных болезней растений. А главная мечта его работников – современное лабораторное оборудование, позволяющее определять содержание в растениях 70 веществ - начиная с металлов и заканчивая органическими кислотами. Имеющееся оборудование позволяет вести почвенный контроль, следить за рациональным питанием растений, но перечень “улавливаемых” веществ пока гораздо меньше.
Прежде всего радует в Суражевке комплексный подход к проблеме выращивания экологически чистой продукции. На Дальнем Востоке других подобных примеров нет. Существуют небольшие лаборатории, каморки, где энтузиасты пытаются решать какие-то локальные задачи. Но спасет ли это от вала начиненных химией овощей и фруктов?
Верба отступает с поля
Когда-то в селе Степановка было одно из отделений Руновского совхоза. Потом совхоз разделился на несколько самостоятельных предприятий. Отделилась и Степановка, оказавшись не в самом выгодном положении. В отличие от Руновки, расположенной на трассе Владивосток - Хабаровск недалеко от районного центра – Кировки, сюда по грунтовке надо добираться еще 15 километров. В селе всего-то 120 дворов, нет средней школы, контора хозяйства, и та располагается в скромной деревенской избе. Но вот парадокс: теперь сельскохозяйственный производственный кооператив “Степановский” забирает под свое крыло погрязшее в долгах хозяйство в Руновке.
В этом году за счет аренды земель разорившихся соседей увеличили свои пахотные земли в два раза, пополнили парк сельскохозяйственной техники. Степановцы взяли на себя долги руновцев, постепенно гасят их, чтобы бывшая центральная усадьба совхоза со всем, что от нее осталось, перешла в их собственность.
- Руновка больше привлекает людей, сюда поедут на постоянное жительство специалисты, поэтому мы так заинтересованы в том, чтобы срастись с этим селом, - объясняет председатель СПКХ Александр Городенко.
Почему все-таки Степановка оказалась более жизнеспособной? Руновке не везло на руководителей. А еще, как понимает это Александр Владимирович, в их небольшом селе просто больше привыкли от зари до зари работать на земле.
- По краевому лизингу из техники что-то приобретаете? – интересуюсь у председателя.
- У нас нет пока такой необходимости. В округе ведь не только один Руновский кооператив разорился, у большинства фермерских хозяйств тоже ничего не получается. Вот и выкупаем у них комбайны, тракторы, грузовые автомобили. В этом году на зерновых у нас работали четыре комбайна. Механизаторы в основном молодые люди. Это хорошо уже потому, что не пойдут они, как многие, по скользкой дорожке наркомании. Без того забот хватает.
Заинтересованность у механизаторов самая прямая. За первое место в конце сезона будет выплачена премия 30 тысяч рублей, за второе – 20 тысяч, за третье – 10 тысяч. Есть смысл не отлеживаться на диванчике.
Больших задолженностей по зарплате в хозяйстве никогда не было. Но какие это деньги – так, копейки. Пока нет возможности платить людям приличную зарплату. Но зато кооператив дает возможность содержать свое частное хозяйство, обеспечивая зерном, выделяя технику. За счет этого появляется возможность заработать полновесную живую копейку. Только с помощью натуроплаты сельчане и выживают. Так повсюду в крае.
В Кировском районе традиционно занимаются зерновыми. СПКХ “Степановский” намолотил этим летом 1380 тонн пшеницы, овса, ячменя. По урожайности не удалось угнаться за лидером – Краснореченским кооперативом, который берет по 20 центнеров с гектара, но 18,5 центнера – это тоже хороший показатель. Гораздо выше, чем в среднем по краю.
В этом году степановцы впервые всерьез занялись морковью и свеклой, технологию выращивания которых здесь пока только отрабатывают. 800 гектаров занято соей, на уборку которой планируют выйти уже на этой неделе. Черное дело сделал мороз ночью 21 сентября, загубив часть недозревших бобов, но все равно надежды на эту культуру возлагаются самые большие. Половина собранного урожая уйдет в счет погашения товарного кредита перед продовольственной корпорацией, по договорам с “Приморской соей”, а оставшаяся часть позволит заработать реальные деньги. Нынче сою у хозяйств покупают по приемлемой цене – 4 рубля 70 копеек за килограмм. Руководителя “Степановского” это устраивает.
На следующий год степановцы и дальше планируют увеличивать посевы сои, других культур. Будут продолжать распахивать поля соседей, которые за несколько лет уже успели порасти кустарником и вербой.
Автор: Материалы страницы подготовила Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"