Битва… за подъезд

Жительница Владивостока одержала победу в суде над родным ЖЭУ. Взялись благоустраивать свой подъезд жильцы дома № 99 по Океанскому проспекту г. Владивостока. Все как полагается – выбрали оргкомитет, собрали деньги, произвели расчеты, заказали мастера, который быстренько устранил недостаток, отравлявший жизнь всего подъезда не один десяток лет, – отвел ливневую канализацию. Заодно поставили железную дверь и начали ремонт подъезда…

2 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1051 от 2 окт. 2001

 Жительница Владивостока одержала победу в суде над родным ЖЭУ. Взялись благоустраивать свой подъезд жильцы дома № 99 по Океанскому проспекту г. Владивостока. Все как полагается – выбрали оргкомитет, собрали деньги, произвели расчеты, заказали мастера, который быстренько устранил недостаток, отравлявший жизнь всего подъезда не один десяток лет, – отвел ливневую канализацию. Заодно поставили железную дверь и начали ремонт подъезда…

Впрочем, история на этом не закончилась. Пожалуй, это начало выстраивания новых отношений с ЖЭУ, ПЖЭТом, мэрией и всеми остальными, кто отвечает за состояние городского жилищного фонда.

- В одной из комнат я не жила, - говорит Наталья Борисовна, жительница вышеназванного дома. – В другой постоянно работал калорифер. Вода течет из крана такая, что невозможно не только пить, но даже стирать - сплошные ржавчина и вонь. Тридцать лет этому дому, и ни разу толком батареи не промывались, речь уже не идет о капитальном ремонте. Вода затекает в стыки между панелями, на первом этаже – вечная сточная канава. А нашему ЖЭУ-4 – хоть бы что. Все, дескать, недоделки строителей. Ну течь-то под ванной мог устранить слесарь-сантехник! Нет. Говорят, все, что в квартире, – за ваш счет.

Наталья Борисовна затеяла переписку. Обратилась с письменными заявлениями в комитет по защите прав потребителей, в ПЖЭТ, в управление муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Владивостока. Первое письмо датировано 1999 годом. Ответ из мэрии за подписью начальника управления А. Нечухаева пришел летом 2001 года. Увы, неутешительный: “Из-за ограниченности городского бюджета и больших затрат на подготовку жилищного фонда к отопительном сезону 2001-2002 годов ремонт фасада в текущем году, к сожалению, выполнить не представляется возможным. Вряд ли есть смысл цитировать далее.

Терпение Натальи Борисовны лопнуло. Весной этого года, собрав увесистую папку с перепиской, она обратилась в суд Ленинского района. К слову, исковое заявление ей помогли составить в комитете по защите прав потребителей. Разумеется, не за спасибо.

А в сентябре лопнуло терпение всего подъезда – и две истории, частная и общая (хотя, как говорится в рекламе, они из одного флакона), слились в одну. Отстаивания своих прав, о которых гласит 22-я статья Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ей мы имеем право на качественные жилищные услуги.

В последние годы нам только и твердят: вы в рынке, господа, ничего не бывает бесплатным! А потому если холодно в квартирах зимой, если протекает крыша летом, не работает лифт, прогнили мусоропроводы - это только ваши личные проблемы. Та же 22-я статья говорит о постепенном и полном переводе на хозрасчет жилищно-коммунального хозяйства. И власти свое дело, как говорится, знают четко. Цены на услуги постоянно растут, о чем красноречиво повествуют соответствующие колонки в квитанциях. Мы оплачиваем “Содержание и ремонт мест общего пользования”, “Капитальный ремонт”, “Обслуживание лифтов”. Жирным шрифтом выделена строка “В случае неоплаты выставленной суммы до... … числа вам будет начислена пеня в размере 0,3 процента от суммы платежа за каждый день просрочки”. А вот это, извините, уже цинизм. В самом неприкрытом виде. Рынок, значит, для всех. Деньги – наши, услуги – ваши. На деле же получается иначе.

Пятое судебное заседание по иску Натальи Борисовны напоминало игру... в переводного дурака. Представитель “Дальэнерго” говорил о том, что на выходе температура горячей воды соответствует норме. Мол, батареи виноваты. Представитель мэрии говорил о том, что качество воды зависит от подающего источника, а не от того, что трубы пришли в негодность. Кто остался в дураках, вы, конечно, догадались. Назначили следующее заседание, 6-е, обязав истицу представить анализ качества воды. За собственный счет. Стоит он всего-навсего… 2 тысячи рублей.

Тем временем организационный комитет 1-го подъезда собирает чеки и квитанции, чтобы обратиться с ними в управление муниципального заказа по ЖКХ мэрии за перерасчетом. А то как-то неправильно получается - платить за капремонт и самим же ремонтировать. А в том, что самим, сомнений не осталось. Обратились было в ЖЭУ к электрику, чтобы лампочку в подъезде подсоединил – плафон купили, выключатель. Электрик в ответ: “А кабель где? У нас нет…”.

Так что будем содержать свое жилье всем миром. Периодически встречаясь в суде с представителями разных инстанций, не желающими выполнять свои обязанности. Лиха беда - начало. Юрист Анатолий Пинчук, выступающий адвокатом со стороны Натальи Борисовны, прокомментировал:

- Наши граждане пока не привыкли отстаивать свои права в суде. Процедура эта долгая, но не безнадежная. Есть брошюра из серии “Библиотека “Российской газеты”, где собраны все нормативные акты, касающиеся сферы жилищно-коммунальных услуг. Приводится много примеров того, как жильцы организовывают домовые и жилищные комитеты, отстаивают свои права. Опубликован опыт Ивановской области, где активно действует общественная организация “Потребители жилищно-коммунальных услуг”, которая помогает отдельным гражданам решать спорные вопросы. У нас, к сожалению, подобного нет.

А пора. Давно пора…

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"