Горный плацдарм

На стыке границ Чечни, Ингушетии и (несколько дальше на юг) Грузии предстоит нести службу десантно-штурмовой маневренной группе (ДШМГ)ТОРУ. По армейским меркам неполный батальон выдвинулся в горную местность Торгим на территории Ингушской республики.

2 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1051 от 2 окт. 2001
В горы тяни, рискни

 На стыке границ Чечни, Ингушетии и (несколько дальше на юг) Грузии предстоит нести службу десантно-штурмовой маневренной группе (ДШМГ)ТОРУ. По армейским меркам неполный батальон выдвинулся в горную местность Торгим на территории Ингушской республики.

Этот участок расположен на средней высоте 2700 метров над уровнем моря. Он совершенно глухой, постоянно люди здесь не живут, раньше лишь чабаны пригоняли сюда на лето отары овец. Пограничникам приходится жить в палатках и спать в спальных мешках, продукты и питьевую воду завозят с равнины. Когда закрывалась граница с Грузией и создавалась новая система охраны, первый отряд пограничников забрасывали в Торгим вертолетом. Той операцией командовал прославленный генерал-майор Виктор Золотухин, один из немногих пограничников награжденный именным оружием. У пограничников Торгим считается довольно сложным направлением, поэтому командование Северо-Кавказского регионального управления всегда отправляет сюда наиболее подготовленные подразделения. Именно в силу своего географического положения, труднопроходимости и значительной растительности он так привлекателен для чеченских боевиков. После того как российские пограничники полностью и основательно перекрыли госграницу между Чечней и Грузией, бандиты стали пробиваться в соседнюю страну и обратно в обход застав Тусхоройского отряда.

Кстати, первоначально ДШМГ ТОРУ планировали отправить на усиление 14-го погранотряда (на сленге военных Тусхорой именуют “крышей”). Однако у ДШМГ Новороссийского отряда еще не вышел срок командировки. Поэтому боевой отряд в 200 с лишним “штыков” из Гродеково переориентировали на Торгим.

Через него каждую неделю пытаются прорваться из горных районов Ичкерии на равнину в Ингушетии небольшие бандформирования. Они уходят от преследования спецгрупп федеральных войск, в Ингушетии отсиживаются и залечивают раны, а потом в обратном направлении пытаются проникнуть в зону военных действий. Единичные боевики с оружием или без него чуть ли не ежедневно двигаются через Торгим из Чечни в соседнюю вайнахскую республику и обратно. Благодаря “зеленке” они могут подняться незамеченными до самого высокогорья и так же спуститься. Более того, лидеры “чехов” Масхадов, Басаев и Хаттаб рассматривают Торгим как плацдарм для вторжений новых отрядов боевиков из Грузии в Ичкерию, а также как караванный путь для снабжения их оружием, деньгами, боеприпасами и взрывчатыми веществами, продовольствием, медикаментами. По данным российской разведки, “чехи” хотели бы пробить здесь коридор до закрытия перевалов. Ну а если не успеют до первых снегов, то уже с приходом весеннего тепла начать атаку на Торгим. Пока что они прощупывают линию обороны пограничников, выявляют их огневую мощь, места, где располагаются дозоры и засады. Потому и происходят довольно часто боевые столкновения пограничников с боевиками.

Пусть только сунутся

В принципе пограничники-тихоокеанцы готовы к такому развитию событий. Поэтому, отправляясь в горы, они по максимуму приняли боеприпасы. Военнослужащие буквально восприняли напутственные слова командующего ТОРУ генерал-полковника Павла Тарасенко перед отправкой в служебную командировку на Северный Кавказ: “Выдвигаясь на боевое задание, лучше выложите из вещмешка тушенку и галеты, но возьмите с собой дополнительный боекомплект. Проводить по максимуму разведку. Если есть возможность, то и воздушную. А нет - так полевую, агентурную, общевойсковую. Всегда и везде обеспечивать прикрытие и охранение порядков и лагеря. От правильной и грамотной организации службы и боевых действий, от управления и связи зависит успешное выполнение задания. В бою должна быть вера в локтевую связь, что рядом тебя всегда прикроет товарищ. Командиры всех уровней обязаны беречь личный состав. Мой приказ такой – всем вернуться живыми и здоровыми, не посрамить высокое звание пограничника и славное имя Тихоокеанского управления, выполнить с честью долг и приказ вышестоящего командования”.

Все оружие по штатному расписанию, а это три полноценные заставы, минометный взвод, инженерно-саперный взвод и другие подразделения, ДШМГ привезла с собой из Приморья. Это довольно внушительная сила. Личный состав застав имеет на вооружении ручные гранаты, автоматы и пулеметы Калашникова, снайперские винтовки Дегтярева, ручные противотанковые гранатометы, автоматические гранатометы, станковые и подствольные гранатометы, 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы “Утес”. А есть еще 82-мм минометы “Поднос”, придаются БТР-80 или БМП-2, причем бронетранспортеры и боевые машины пехоты имеют собственное тяжелое оружие.

ДШМГ владеет всеми видами вооружения в совершенстве. Не зря многократно тренировались перед отправкой на войну. Новичков в группе нет: более половины личного состава – это контрактники, остальные - солдаты и сержанты второго года срочной службы. Сразу по прибытии на Северный Кавказ пограничники приступили к отработке боевой подготовки, на военных полигонах и стрельбищах в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии днем и ночью проводились учения.

Особое внимание было уделено тактической подготовке подразделений в горах и “зеленке”, физической подготовке в ночных условиях. Но и здесь у группы есть определенные наработки, поскольку в Приморье ДШМГ либо несла службу на границе, либо тренировалась по полной схеме. Стоит отметить, что ММГ и ДШМГ, дислоцированные на постоянной основе на Северном Кавказе, в программе подготовки имеют альпинизм – недавно 62 офицера и прапорщика совершили восхождение на Эльбрус, где оставили флаг погранвойск, десантирование с вертолетов, поиски попавших в снежные лавины и селевые потоки, ряд других необычных дисциплин.

Командир

- Тихоокеанская десантно-штурмовая маневренная группа была создана в марте 2000 года, - рассказал корреспонденту “В” начальник ДШМГ майор Алексей Карташов. - Основная задача заключается в организации помощи действующим заставам по охране и обороне государственной границы. При необходимости, как в нашем случае, ее выбрасывают в труднодоступные районы для уничтожения бандитских формирований, несения практической службы на границе, зачисток местности и населенных пунктов, ведения оборонительных и наступательных боевых действий.

Майор Карташов возглавил группу в мае нынешнего года.

В пограничные войска он попал после призыва на срочную службу. В Забайкалье в Приаргуньском отряде на заставе им. Козлова стал инструктором служебных собак. Вместе с овчаркой Найдой открыл список своих задержаний на границе. И тогда же впервые побывал в горячей точке. Три месяца провел в Туркмении на советско-иранской границе. За предотвращение угона скота на запредельную территорию в Каракетене – Черном ущелье командованием Серакского погранотряда был награжден знаком отличника погранвойск.

В 1988 году поступил в Алма-Атинское высшее пограничное училище им. Дзержинского. А уже в следующем году в составе первого дивизиона отправился в Грузию (в Тбилиси начались народные волнения), где на его долю выпало создавать систему охраны Дома правительства и военного аэродрома. 1 января 1990 года вновь подняли по тревоге и самолетами отправили в Нахичевань. Местное население начало братание с иранцами, тысячами пыталось прорваться за границу. Кстати, начальником штаба Нахичеванского погранотряда в тот период был Павел Тарасенко. Он тогда один выходил против обезумевшей толпы и умудрялся останавливать людей прямо у следовой полосы. Курсант Карташов в это время охранял от террористических актов плотину на приграничной реке Аракс.

После окончания училища Алексей попросился в Киргизию, где стал заместителем начальника заставы. И вновь командировка на войну. С мая 92-го по сентябрь 93-го служил на Пяндже в знаменитом Московском отряде. В Таджикистане подняла голову оппозиция, разгоралась гражданская война.

А дальше судьба связала его с Дальним Востоком. Молодой офицер возглавил заставу “Юрий” на одном из островков гряды Хабомаи на юге Курильских островов. Затем последовал перевод в Приморье.

Алексей Александрович поделился с журналистом семейной тайной: на выбор профессии повлиял его прадед Иван Георгиевич, который охранял границу России еще при царе.

Не первая война и не последняя

Таких, как командир, прошедших через различные войны или конфликты, в ДШМГ предостаточно.

Буквально в день вылета из Приморья командующий ТОРУ генерал-полковник Павел Тарасенко вручил медаль “За отличие в охране государственной границы” младшему сержанту Сергею Малышеву. В течение полугода он дважды задержал нарушителей на участке Ханкайского отряда.

Вначале на заставе им. Краева в составе наряда отправился к месту, где сработала тревожная сигнализация. Определив, что через границу прошел нарушитель, ребята организовали его поиски. Через два километра около вершины сопки Сергей обратил внимание на поврежденную кору одного дерева. Нарушитель прятался наверху, среди кроны. Однако настоящей легендой в ДШМГ является старший лейтенант Максим Никитин. Два года назад он был заместителем начальника линейной заставы “Саят” Московского погранотряда. Поступила оперативная информация, что июльской ночью через границу пойдет наркокараван под охраной моджахедов. Максим с небольшой группой солдат организовал засаду в километре от Пянджа. В 2.20 ночи в прибор ночного видения он заметил на тропе четырех вооруженных людей с тяжелой ношей. Подпустив их поближе, молодой лейтенант приказал открыть огонь на поражение. Противник стал отстреливаться, от реки послышались выстрелы прикрытия. Бой был очень тяжелым и длился до 5.30 утра. Моджахеды собирались не убегать, а прорываться в глубь Таджикистана. Лишь уничтожив нескольких афганских боевиков и израсходовав более тысячи патронов, пограничники вынудили наркокурьеров отступить. За тот бой пулеметчик Азизов получил медаль “За отвагу”, а лейтенант Никитин награжден орденом Мужества. В нынешнюю командировку он сам напросился – не может без трудностей в службе. Так же, как и его нынешние боевые товарищи старший лейтенант Владимир Волкунович, старший прапорщик Игорь Арсентьев, старшина Сергей Бархатов, старшие сержанты Александр Кусков и Александр Кисилев, многие другие в ДШМГ.

Накануне зимы

Уже сейчас ночные температуры в горах опускаются за минусовую отметку. Поэтому пограничники взяли с собой в Торгим ватные штаны, бушлаты и валенки. В октябре-ноябре упадут снега, а в декабре закроются для прохода перевалы и козьи тропы. Лишь после этого наступит определенное затишье на границе. А пока что ДШМГ придется каждые сутки находиться в состоянии повышенной боевой готовности.



Редакция “В” благодарит командование ТОРУ ФПС, руководство Владивостокского морского торгового порта и Дальрыббанка за помощь в организации командировки.

(Продолжение следует).

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток" Северный Кавказ - Владивосток