Валерий Бакшин: С телеэфиром порывать не собираюсь

Три года назад Валерий Бакшин, покинув редакцию газеты “Владивосток”, возглавил Тихоокеанскую государственную телерадиокомпанию “Владивосток”.

28 сент. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1050 от 28 сент. 2001

Три года назад Валерий Бакшин, покинув редакцию газеты “Владивосток”, возглавил Тихоокеанскую государственную телерадиокомпанию “Владивосток”.

На прошлой неделе у него истек очередной годичный контракт ВГТРК, но, к радости одних и к неудовольствию других, Бакшин по-прежнему занимает свой кабинет на пятом этаже студии телевидения ПТР.

- 24 сентября РИА “Восток-медиа” распространило информацию о вашем увольнении и о том, что в ТГТРК будет новый председатель.

- В ВГТРК принята система годичных контрактов. По истечении срока контракта руководитель увольняется, на следующий день издается приказ о его назначении на новый срок. Или не издается. Возможно, это не лучшая форма трудовых отношений, но она уже три года действует в ВГТРК. И действительно, 19 сентября председатель ВГТРК Олег Добродеев подписал приказ о моем увольнении, а на следующий день, 20 сентября, - о моем назначении. Была произведена утечка информации о первом приказе. Кто-то попытался перепроверить вроде бы достоверную информацию, кто-то поспешил распространить “жареную” новость. Вот такая у нас в Приморье журналистика.

Три года в ТГТРК

- Вы не жалеете, что три года назад неожиданно для всех оставили газету?

- Во-первых, “Владивосток” я практически не оставлял, так как сейчас являюсь председателем редакционной коллегии газеты и председателем наблюдательного совета ЗАО “Владивосток-новости”.

Во-вторых, ничего неожиданного три года назад не было. Ни Михаил Швыдкой, тогда председатель ВГТРК, ни Евгений Наздратенко, губернатор Приморского края, не скрывали того, что ищут замену генеральному директору ТГТРК “Владивосток” Борису Максименко. Насколько я знаю, моя кандидатура была третьей.

- Вокруг ТГТРК “Владивосток” и вас как ее председателя за эти три года было немало шума. В этом году, к примеру, вас собирался снять с должности Пуликовский. Говорят также, что своего человека в конце прошлого года предлагал назначить на ваше место Наздратенко, а в этом году сразу же после избрания – Дарькин. Говорят, что в обоих случаях “своим человеком” был руководитель “ОТВ-Прим” Андрей Холенко. Вам что-нибудь известно об этом?

- Скажем так: исключать этого я не могу. Что же касается полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Константина Пуликовского, то я так и не смог получить внятного ответа о сути его претензий. Но эта ситуация, скажем так, умерла.

- Почему, на ваш взгляд, столь пристальное внимание к ТГТРК “Владивосток” и ее руководителю?

- Потому что это самое мощное по воздействию на аудиторию средство массовой информации в Приморском крае. Поэтому кое-кому и хочется поставить во главе ТГТРК своего человека.

- Но вернемся к Пуликовскому. Всех удивил ваш уход в отпуск накануне губернаторских выборов. Это идея Пуликовского?

- Скажем так: аппарат полномочного представителя президента какое-то отношение к этому имеет. Но непосредственно предложение уйти в отпуск я получил в апреле от министра печати Михаила Лесина. Он вызвал меня в Москву, мы дважды встречались и подробно разбирали ситуацию во Владивостоке. Я какое-то время сомневался в правильности этого решения, но уже 7 мая в телефонном разговоре откровенно сказал Михаилу Юрьевичу, что благодарен ему за то, что он убедил меня уйти в отпуск. Хотя ни он, ни я даже не предполагали, что натворит в компании рекомендованный Хабаровском “партизан”.

- Вы имеете в виду?..

- Да, господина Муравьева, который какое-то время исполнял обязанности председателя ТГТРК “Владивосток”. Термин “партизан” используется в ВГТРК для обозначения таких временных руководителей.

- Похоже, что после выборов вы стали как-то внутренне спокойнее…

- Прежде всего я почувствовал большую поддержку со стороны коллектива компании, подавляющего большинства ее сотрудников. Это самое главное. Я в полной мере почувствовал поддержку и понимание и со стороны московского руководства. Я несколько раз встречался в Москве с министром печати Михаилом Лесиным, а во время приезда во Владивосток премьер-министра Касьянова Михаил Юрьевич побывал в компании, познакомился с нашей работой, мы много с ним говорили. Что бы ни писали в некоторых изданиях о Лесине, для меня он прежде всего очень талантливый менеджер. Сужу об этом хотя бы по процессу создания холдинга ВГТРК.

Я нашел полное понимание и поддержку и со стороны руководства ВГТРК. Это не только Рифат Сабитов, курирующий в ВГТРК региональные компании, но и председатель ВГТРК Олег Добродеев и его первый заместитель Антон Златопольский. Была искренняя поддержка и со стороны коллег-председателей, в том числе и ветеранов холдинга, которые долго переживали трагедию с Максименко.

Рейтинги помогают

- Вы довольны нынешним положением дел в компании?

- Если в целом, то можно сказать, что доволен. У компании самый высокий в Приморье рейтинг теле- и радиопрограмм, мы получаем немало призов на творческих конкурсах, финансовое положение компании стабильное, мы имеем возможность приобретать новую технику, ремонтировать здания… Если в частности, то еще масса нерешенных проблем.

- К примеру?

- Например, отсутствие собственного телевизионного канала. Мы имеем отрезки вещания на 5-м канале РТР, семь часов вещания на 6-м канале. Этого мало для такой компании, как ТГТРК “Владивосток”, поэтому будем бороться за получение собственного канала.

Другая проблема – отсутствие государственного радиовещания в FM-диапазоне, самом эффективном сегодня. Все действующие в краевом центре четыре частоты отданы коммерческим станциям, что явно не стыкуется с информационными интересами государства.

Еще одна проблема – подача сигнала в отдаленные районы края. У нас в Приморье до сих пор есть населенные пункты, где вообще не смотрят телевидение, – и это в XXI веке! Есть целые районы, где не смотрят краевое телевидение, не слушают краевое радио.

Рядом с этой – проблема качества вещания. Оборудование передающих центров в крае крайне изношено.

- Но охват населения Приморья теле- и радиовещанием - это прежде всего проблема краевой администрации?

- Согласен, но, увы, ни прежнюю администрацию, ни нынешнюю (по крайней мере до настоящего времени) проблема охвата населения Приморского края полноценным телерадиовещанием не волновала.

- Но ведь существует КГУ “Общественное телевидение Приморья”?

- Я уже говорил в свое время, что понимаю причины, побудившие Наздратенко создать собственное телевидение. Но я не считаю это решение правильным. Телевидение, и прежде всего собственное производство, - дико затратный механизм. К примеру, нынешний бюджет нашей компании, очень скромный, должен сказать, бюджет – это 2 миллиона долларов. Способен край выделить такие деньги? Сомневаюсь. Но он до сих пор пытается каким-то образом поддерживать “ОТВ-Прим” и Учебное телевидение и нам какие-то деньги платить за информационные услуги. В итоге эффективность использования бюджетных средств очень низкая. Создается впечатление, что само развитие “ОТВ-Прим” происходило как бы в противовес ТГТРК “Владивосток”. Хотя мы работаем на одном телеканале, но по его развитию с нами даже не советовались. Результат же сейчас все видят.

- Вы часто говорите о рейтингах программ. Это действительно важно для вас?

- Очень важно. Об эффективности газеты говорит ее подписной тираж, об эффективности телевидения и радиовещания – рейтинги. Мы уже давно работаем с хабаровским отделением ВЦИОМа. Недавно подписали договор с Гэллап-медиа, что позволило еженедельно отслеживать картину телевизионного Владивостока.

- Вы считаете, что только по рейтингу можно говорить о профессиональном уровне теле- или радиопрограммы?

- О профессиональном уровне – нет, а об ее эффективности – да. Ведь в конце концов мы работаем для аудитории, а что делать, если у передачи нет аудитории или она крайне мала?

- И с такими рейтинговыми критериями вы подходите ко всем программам?

- Ни в коем случае. Скажем, программы о классической музыке обречены на низкий рейтинг, но они необходимы для полноценного государственного вещания. Если ориентироваться только на рейтинги, то у нас в эфире будет одна развлекаловка. Рейтинги – лишь один из инструментов самооценки и самоконтроля, но очень важный инструмент. Необходимо знать, с кем мы работаем, что ждет от нас аудитория. Поэтому уже в ближайшее время в структуре компании будет создан отдел маркетинга.

- Владивосток удивляет обилием газет и телерадиоканалов. На ваш взгляд, это положительное явление?

- С одной стороны, это хорошо – у людей появляется выбор. С другой стороны, экономическая ситуация в СМИ сейчас такова, что лишь немногие газеты могут существовать на полученные от подписки, розницы и рекламы деньги, остальных кто-то спонсирует. Еще сложнее ситуация в электронных СМИ. В настоящее время телевидением и радиовещанием (кроме проводного) население пользуется бесплатно (при советской власти в стоимость телевизоров и радиоприемников включался 16-процентный налог на телевидение и радиовещание). И единственный источник доходов – реклама. Но рекламный рынок не резиновый, на доходы от рекламы не проживет ни одна теле- или радиокомпания. Недостаток средств восполняют либо владельцы каналов, либо опять-таки спонсоры. А как известно, кто платит, тот и заказывает музыку, а в нашем случае – политическое содержание газет, теле- и радиоканалов. И разговоры про независимые СМИ или “свободный голос Приморья” - это лишь для очень доверчивых людей.

Меня тревожит, что в средства массовой информации Владивостока вкладываются очень большие деньги. При этом никто не может достоверно сказать, что за структуры стоят за этими деньгами и даже из какой страны эти деньги поступили. А средства массовой информации всегда были прежде всего инструментом идеологического воздействия на население.

Дарькин ищет свой стиль

- Вы часто встречаетесь с губернатором Дарькиным?

- За все время после выборов я с ним встречался только один раз, когда Сергей Михайлович сразу же после избрания пришел на Приморское телевидение. Как-то на фуршете повстречался с Костенко, недавно беседовал со Встовской. Вот, пожалуй, и все встречи с новой краевой администрацией. (Как стало известно “В”, вечером в среду, когда это интервью уже было подготовлено к публикации, по инициативе губернатора Сергея Дарькина состоялась его встреча с Валерием Бакшиным.)

- Вас это не беспокоит?

- А почему меня это должно беспокоить? Это краевую администрацию должно беспокоить. Скорее всего, у нового руководства краевой администрации пока нет особого желания общаться с прессой. Это люди без большого политического опыта, и публичность еще не является необходимой составляющей их новой работы. Но это проходит. Другое дело, если у новой краевой администрации нет своей концепции работы со СМИ. Опыт Наздратенко Дарькина, естественно, не устраивает, своего опыта практически нет. Рекомендации Наталии Встовской, прежде работавшей с Наздратенко, скорее всего вызывают сомнения, тем более что организованная ею первая встреча нового губернатора с журналистами, судя по комментариям прессы, закончилась провалом. Поэтому пока неизвестно, какой стиль общения со СМИ выберет Дарькин.

- А может, его заявление на той встрече с журналистами, что он не читает газет, не смотрит телевизор и не слушает радио, – это и есть стиль общения с прессой?

- Не думаю. Это, на мой взгляд, просто неудачная фраза. Ни один политик, а Сергей Дарькин, став губернатором, обязан быть политиком, не может обойтись без прессы. Другое дело, как он будет общаться. Есть максимально открытый, с элементами скандала стиль Наздратенко. Есть очень жесткий стиль хабаровского губернатора Ишаева, держащего под контролем все местные СМИ. Есть более импонирующий мне стиль Путина, который находит время и для больших пресс-конференций с журналистами (в такой пресс-конференции недавно участвовала телегруппа нашей компании), и для подробных бесед с узким кругом журналистов, и для закрытых встреч с руководителями ведущих СМИ России.

В любом случае уже в ближайшее время Дарькин должен определиться в своем общении с прессой – впереди выборы в законодательное собрание края, и губернатор Приморского края просто не может безучастно относиться к их возможным результатам. Да и новые губернаторские выборы не столь далеки – через каких-то 3,5 года, а я не верю, что Дарькин планирует работать в “Белом доме” только один срок.

- ТГТРК “Владивосток” как федеральная структура закрыта для губернатора?

- Почему? Хотя есть позиция руководства ВГТРК, считающего, что нужно до минимума свести общение с губернаторами на федеральных каналах, но какой это минимум? Думаю, что и Добродеев не рискнет его определять, здесь очень многое зависит от чувства меры, от взаимопонимания между региональными ГТРК и местными властями. Региональные государственные телерадиокомпании имеют самую большую аудиторию в субъектах федерации, и они просто обречены на взаимодействие с региональной властью. Другое дело, как это взаимодействие оформлено юридически и материально.

- Иными словами, вы считаете, что краевые власти должны платить средствам массовой информации, той же ТГТРК “Владивосток”?

- Естественно. Юридически телерадиокомпания “Владивосток” - коммерческая организация федерального подчинения, мы финансируемся только из федерального бюджета, платим налоги в краевой и городской бюджеты, поэтому просто не имеем права оказывать услуги бесплатно.

- Вы считаете финансовые вопросы самыми важными?

- Нет, конечно, хотя без финансов ничего не сделаешь. Скажем, мы вложили достаточно большие средства в развитие Радио-810, которое раньше называли второй краевой программой и которое вещает на большую часть Приморского края, хотя в коммерческом плане это мертвый проект.

Или другой наш проект: уже с 1 октября мы планируем транслировать на своих отрезках 6-го канала некоторые программы телеканала “Культура”. В утренний отрезок нашего вещания на 6-м канале пойдут в записи самые интересные программы “Культуры”, а вечером в 21 час мы будем транслировать программу “Спокойной ночи, малыши!”, которая перешла на канал “Культура” с ОРТ. Это тоже не коммерческий проект, но мы и ГТРК “Культура” работаем над ним.

Тихоокеанская ГТРК “Владивосток” - это государственная компания, и коммерческие интересы не могут в нашей работе превалировать над информационными интересами государства.

- Не тянет обратно в газету?

- Порой бывает, ведь газетная журналистика сильно отличается от телевизионной или радийной, а я ведь почти всю свою журналистскую жизнь провел в газете (кстати, 30 лет назад, летом 1971 года, пришел на работу в редакцию газеты “Красное знамя”). Газета – это прежде всего аналитика.

- Но и в телеэфире вы в последнее время почти не выступаете.

- Как руководитель государственной телерадиокомпании, я не столь свободен в оценках и комментариях, как главный редактор частной газеты. Хотя с телеэфиром порывать не собираюсь.

Автор: Денис ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ