Пассажиры и мундиры
От железнодорожных чиновников из МПС только и слышно - пригородные электрички убыточны, и под этот тезис делается все, чтобы их ликвидировать как общественный вид транспорта. Электричек уже стало чуть ли не вдвое меньше, и планируется их дальнейшее сокращение. Стала нормой отмена электричек без предварительного уведомления, а опоздания электричек - ежедневными. Сделано все, чтобы затруднить пассажирам приобретение билетов: исчезли автоматы по их продаже, сокращено количество касс и кассиров, люди перестали покупать билеты в оба конца, выходного дня и месячные из-за их цены. Добавьте, что к подаче первых и последних электричек городской электротранспорт фактически не работает, и получается, иной раз пассажир просто не успевает купить билет.
От железнодорожных чиновников из МПС только и слышно - пригородные электрички убыточны, и под этот тезис делается все, чтобы их ликвидировать как общественный вид транспорта. Электричек уже стало чуть ли не вдвое меньше, и планируется их дальнейшее сокращение. Стала нормой отмена электричек без предварительного уведомления, а опоздания электричек - ежедневными. Сделано все, чтобы затруднить пассажирам приобретение билетов: исчезли автоматы по их продаже, сокращено количество касс и кассиров, люди перестали покупать билеты в оба конца, выходного дня и месячные из-за их цены. Добавьте, что к подаче первых и последних электричек городской электротранспорт фактически не работает, и получается, иной раз пассажир просто не успевает купить билет.
Во всем мире предварительная продажа билетов - в оба конца, месячного, сезонного, годового - считается выгодной, несмотря на значительные скидки (чем на более длительный срок покупается билет, тем больше скидка). Но только не у нас. Поездка до любой из пяти остановок от 37-го км до Кипарисово (дачный маршрут) обойдется: в один конец - 19 руб., в оба конца - 38, билет выходного дня - 190 руб., месячный - 380 руб. Не стало дачных билетов для малоимущих, нет льгот для проезда ветеранов труда, так как администрации города и края не компенсируют даже части затрат на перевозку этой категории пассажиров. Зато ездят бесплатно сотрудники МВД, суда, прокуратуры, таможни, чиновники налоговых органов и администрации. Почему? Ведь их поездки никто не финансирует, но зато любой из них может привлечь любого контролера к ответственности за нарушение законов РФ. Например, за то, что согласно ст. 128 (закона РФ об административных правонарушениях) за безбилетный проезд в пригородной электричке можно взять штраф 5 руб., а берут по 10, квитанции за штраф (документ строгой отчетности) полностью не заполняют и т. д.
Другой вопрос: кто для кого? Железная дорога для граждан или пассажиры для железной дороги? На станции Сиреневка, например, в июле погибла женщина, и ничего не сделано, чтобы история не повторилась. А что творится на ст. Луговая по приходе электричек? На все ответ - нет денег. Но ведь нашли деньги на устройство километровых стальных ограждений платформ высотой в 2,5 м на Луговой и Моргородке, на устройство турникетов. И это при том, что пропуск пассажиров через турникеты в Москве себя не оправдал.
С железнодорожными “зайцами” бороться надо обязательно. Вот две картинки с натуры. 27 августа 2001 г. 8 часов утра. Электричка Луговая - Угловая перегон, ст. Чайка - Седанка, 118 сидячих мест заполнены. При появлении контролеров в вагоне остается... 26 человек! Один из них оплачивает билет и штраф. 28 августа 2001 г. 14 ч. 30 мин. Электричка Владивосток - Кипарисово, в вагоне около 90 человек. Появляются контролеры и выписывают штрафы 10 пассажирам - дачнику с вещами бежать некуда, да и не всякий побежит. Вот и получается, что за безделье чиновников расплачиваются самые малоимущие. Чиновниками из МПС не принимается никаких мер для пресечения бесплатного проезда обладателей красных корочек (ведь ведомства не платят!) и тех “зайцев c деньгами”. Для таких рецепт известен: устраивается проверка билетов с милицией, и всех таких “зайцев” собирают в одном вагоне, а затем высаживают на одной из станций, где по полной программе составляется протокол и выписывается 5 руб. штрафа. В следующий раз такой “заяц” подумает, что выгоднее: или брать билет, или терять несколько часов.
И еще раз об убыточности. В 1897 году была открыта железнодорожная линия Владивосток - Хабаровск, которая вплоть до 1903 г. приносила сплошные убытки, пока к руководству дорогой не пришел деятельный специалист Д. Хорват. Так, может, и сейчас нужно просто заменить кое-кого в железнодорожном ведомстве?
Автор: Олег КОБЗАРЬ,специально для "В"