Сергей Жеков о бюджете, выборах и популизме

Очередное заседание законодательного собрания Приморья оставило двойственное впечатление: с одной стороны, в первый день депутаты сумели принять бюджетный законопроект в первом чтении, с другой – кворум во второй день собрать не удалось и большую часть вопросов повестки пришлось перенести на октябрь. Об итогах сентябрьской сессии приморского парламента и других актуальных вопросах его деятельности корреспонденту “В” рассказывает председатель законодательного собрания Сергей Жеков.

25 сент. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1047 от 25 сент. 2001

Очередное заседание законодательного собрания Приморья оставило двойственное впечатление: с одной стороны, в первый день депутаты сумели принять бюджетный законопроект в первом чтении, с другой – кворум во второй день собрать не удалось и большую часть вопросов повестки пришлось перенести на октябрь. Об итогах сентябрьской сессии приморского парламента и других актуальных вопросах его деятельности корреспонденту “В” рассказывает председатель законодательного собрания Сергей Жеков.

 Сергей Викторович, что случилось с явкой депутатского корпуса во второй день заседания - 20 сентября?

- Еще в первый день часть депутатов прибыла на заседание прямо с больничных коек, поскольку закон о бюджетном процессе жестко регламентирует сроки. Если бы не было первого чтения 19 сентября, все стало бы сильно сдвигаться. Я уже подписал постановление о внеочередном заседании 2 октября, на нем будут рассматриваться наиболее актуальные из отложенных вопросов и бюджет во втором чтении. Здесь мы пошли навстречу администрации, финансисты которой 4 октября должны вылететь в Москву для защиты параметров бюджета. Вот поэтому некоторые коллеги работали, превозмогая себя. С трибуны было хорошо видно, что они сидели с трудом. Неявка второго дня прогнозировалась заранее.

- Тем не менее вас и ваших коллег, наверное, можно поздравить: задача-минимум выполнена, бюджет принят в первом чтении в беспрецедентно ранние сроки…

- Действительно, для Приморского края это событие, это прорыв. Для населения оперативность принятия бюджета особенно важна тем, что при утверждении закона “О потребительской корзине” 3 октября мы успеваем получить из федерального бюджета увеличенные дотации для льготных категорий, в среднем почти на тысячу рублей на человека. Хотя бюджетный законопроект поступил в законодательное собрание с определенным запозданием, это вполне закономерно, поскольку новой администрации необходимо было войти в курс дел очень сложных. И надо отдать должное, она сделала это максимально быстро.

- Прежняя администрация представляла проект бюджета в среднем на несколько месяцев позже…

- Здесь абсолютно разные подходы: прошлой команде было выгодно не иметь бюджета. Если его нет, тратишь в месяц по одной двенадцатой от уровня прошлого года, причем тратишь вне контроля законодательного органа и населения. Новая команда при абсолютно прагматичном подходе ко всем вопросам готова честно нести ответственность перед населением, и я с рядом моих коллег готов эту ответственность разделить. Приоритеты определены: подготовка к зиме, топливо, ЖКХ, социальные выплаты - и эти приоритеты жестко выполняются.

- Тем не менее у проекта бюджета есть критики, в том числе и среди ваших коллег-депутатов. Некоторые из них говорят об антисоциальности бюджета-2002. Как вы можете прокомментировать эти высказывания?

- Я могу сказать, что началась предвыборная кампания и этим многое объясняется. Вот вам пример: еще в начале нашей работы, в 1998 году, мы приняли закон “О социальном статусе учителя в Приморском крае”. Уже тогда мы говорили, что закон популистский. Он очень хороший, но на него нет денег. Зачем давать людям надежду, которую заведомо невозможно воплотить в жизнь? Примерно такая же ситуация с другим хорошим законом – о дополнительных пенсиях пенсионерам Приморья, на котором отдельные депутаты сегодня пытаются выстраивать свою предвыборную кампанию.

- Какая часть действующих членов законодательного собрания, по вашим сведениям, будет переизбираться?

- Из оставшихся 37 депутатов на сегодняшний день только пятеро не намерены участвовать в декабрьских выборах. Но я уверен, что в дальнейшем эта цифра увеличится.

- Раз уж мы заговорили о выборах, не могу не задать такой вопрос: крайизбирком достаточно резко оценивает ту работу, которую вы провели в ходе модернизации закона “О выборах депутатов законодательного собрания Приморья”. Что бы вы могли ответить?

- Этот закон очень понятен, в нем практически не осталось белых пятен. Но грядущие выборы, вероятно, выявят какие-либо огрехи. В целом декабрьские выборы пройдут по старому закону, поскольку ряд изменений и дополнений был подписан губернатором уже после назначения даты выборов. Основное отличие – это избирательный залог, которым смогут воспользоваться те, кто не пожелает собирать подписи. Поскольку сбор подписей – это тоже элемент предвыборной агитации, кто-то воспользуется и залогом, и подписями. Что касается досрочного голосования, то оно будет применяться, как и прежде. Если же говорить о критике со стороны крайизбиркома, то я могу сказать, что три года назад был разработчиком закона о краевой избирательной комиссии, и она сейчас живет по этому закону. Так вот, за эти три года ничего конструктивного от крайизбиркома мы не получили, хотя и дали ему право законодательной инициативы. Поэтому мы можем лишить избирком этого права, чтобы его предложения рассматривались на уровне профильного комитета, обсуждались и защищались. Например, они воспользовались своим правом законодательной инициативы и прислали нам проект закона об изменении нарезки избирательных округов. Но он настолько сырой и по ряду позиций безграмотный, что не выдерживает никакой критики. Этот закон будет рассматриваться 2 октября и, судя по настрою депутатов, будет отклонен. Поэтому выборы 9 декабря пройдут по старой системе избирательных округов.

- Сергей Викторович, в последние месяцы сложилось впечатление, что законодательная и исполнительная власть работают как никогда слаженно. Вопросы решаются волшебным образом - быстро и эффективно. В чем причина, не в том ли, что с августа законодательное собрание находится под дамокловым мечом из-за не ликвидированных до сих пор расхождений Устава Приморья и федерального законодательства в части совмещения депутатских обязанностей и муниципальной службы?

- Если бы выборы были не в этом году, а в следующем, то работа была бы еще более конструктивной. Хотя, разумеется, не без трений, преодолеваемых в рабочем порядке. А выборы 9 декабря несколько смешают эти краски...…

- То есть вам бы еще год, и Приморье расцвело бы и заколосилось?

- Нет, это просто законы предвыборного жанра, которые предполагают принятие законов, имеющих популистский характер. Это когда нужно сначала определиться с источником финансирования, а затем уже рядиться в тогу благодетеля. Что касается предложения прокурора края губернатору распустить законодательное собрание из-за невыполненного решения суда (по отмене запрета на занятие депутатом муниципальных должностей. – Прим. авт.), то это нам, я думаю, не угрожает. Во-первых, если бюджет будем принимать не мы, то законодательное собрание следующего созыва сделает это никак не раньше января. Во-вторых, мы успеем ликвидировать расхождения в начале октября - до истечения предельного двухлетнего срока.