Надежда Ашаева: Не люблю застоя в жизни
Новолипецкий металлургический комбинат – одно из крупнейших металлургических предприятий России. Его владивостокскому филиалу уже 10 лет, и 10 лет команда предприятия успешно продвигает на обширном рынке российского Дальнего Востока и стран АТР свой продукт: металлопрокат, сталь…
Финансовый директор этого предприятия, так успешно вписавшегося в жесткое рыночное время, – Надежда Николаевна Ашаева. Деловая дама, запросто совмещающая в своем характере прагматичную расчетливость и мягкость, душевность, сострадательность русской женщины, мамы, бабушки.
Работа и дом
- Надежда Николаевна, когда-нибудь перед вами стоял выбор: работа или семья?
- Всегда. И всю жизнь думаешь – с семьей вечерок побыть, в театр сходить или бумаги свои разобрать и баланс досчитать.
- И что вы чаще выбираете?
- Все-таки работу.
- Ваши близкие это понимают?
- Конечно. И муж, и дети с самого начала всегда понимали: если у мамы отчетность, значит, надо варить магазинные пельмени и ужинать без меня. Но мы, женщины, ведь очень выносливы, и потому надо все успевать и на работе, и дома. Куда ж деваться?
Справка “В”
Надежда Ашаева окончила Дальневосточный институт советской торговли (ныне это ДВГАЭУ). По распределению попала во 2-й горпищеторг. По тем временам попасть на работу в банк было незавидной участью – скучно, а вот в ГУМ или “торг”, поближе к заветной колбасе или югославским сапогам – это да. Но Надежда Николаевна говорит прежде всего о великолепной школе для бухгалтера и финансиста – школе строжайшей дисциплины и ответственности.
- Огромный темп жизни, в который втянуло вас крупное производственное предприятие, вам не в тягость?
- Наоборот, я порой смотрю на своих приятельниц, бывших коллег, которые без блеска в глазах дорабатывают до пенсии, и думаю: да, каждый выбирает свое. Но я не смогла бы сидеть на лавочке и жаловаться на безденежье и всю эту жизнь, считать болезни. Это здорово – быть востребованной. У нас молодая динамичная команда на предприятии. Специалисты со свежим, дерзким взглядом и подходом плюс мой опыт – это то, что и надо сегодня рыночному предприятию.
- Бухгалтер, финансист часто зависит от руководителя. Чей стиль руководства – мужчины или женщины – вам больше по душе?
- Умного человека. Остальное неважно. Я работаю с самых истоков создания владивостокского филиала НЛМК. Все - с нуля. Кстати, о стиле. Приходим с директором нашего филиала НЛМК в банк: “Можно ли провести счета вот по таким статьям?” Нам отвечают: “Нельзя”. Директор упрям: “Но почему?!” Нельзя, и все, закон не позволяет. Уходим, на следующий день вновь в банке: “А то же самое, но вот так, можно?” Там удивлены: “Так можно...” Так что в бизнесе нужно не только упорство, но и творчество.
- Бухгалтер знает: он часто идет на грани закона.
- Мне важно было иметь спокойствие в душе. А кроме того, здесь, на Новолипецком комбинате, с самого начала решили: раз пришли всерьез и надолго, а не хапнуть и разбежаться, значит, надо работать вдумчиво. На заре рыночных времен и кооперативов многие темнили. У нас тоже была возможность: металла на рынке не было, наш продукт востребован. Но важнее оказалась стабильность, а прибыли потом пришли, честно и трудно заработанные.
- Теперь, когда предприятие ваше встало на ноги, говорят, вы многим помогаете, немало тратите на социальные нужды?
- Да, немало. И больницам, и православной гимназии, и многим другим, не буду всех называть, чтоб не посчитали, будто мы помогаем ради рекламы. Нам только важно оценить, насколько реально наши деньги попадут действительно слабым, нуждающимся людям. Например, одной организации, хоть и дружим с ней, однажды отказала, они попросили немного денег, чтобы встретить американскую делегацию. Сказала им: давайте без обид, но на это не можем тратить. Другое дело, как-то накупили подарков, телевизор, видеомагнитофон, несколько человек из нашего коллектива сели в машину и поехали в детскую больницу, где очень тяжелые детки, с ДЦП, брошенные, обиженные. Тогда я увидела реакцию не только этих детей, но и наших молодых здоровых ребят. Понимаете, подарки не только детям нужны были – нам это тоже жизненно необходимо. Их глаза, эта детская жажда простого слова...… Один мой коллега потом еще ездил в больницу, просто так, сам, возил что-то из вещей…...
Любовь и ревность
- А вы никогда не боялись за работой упустить детей? Бывает, женщина на ответственном посту, вся деловая, а неприсмотренные дети попадают в истории…
- Нет, я самая счастливая женщина на свете, потому что у меня очень хорошие дети. У дочери своя семья, дочка, она окончила тот же институт, что и я. Сын окончил таможенный колледж, продолжает учиться, а недавно у них родился Илюшка. Никогда у меня не было с ними неприятностей и особых проблем. И если наши с дочерью сердечные отношения могут казаться само собой разумеющимися (девочки всегда ближе к маме), то великую любовь, доверие сына я чувствую с особой благодарностью.
- Может быть, у вас есть свой педагогический секрет?
- Он прост. Вся наша жизнь с мужем всегда была у детей на виду, мы душой не кривили. Нет денег – ну что ж, всем одинаково трудно. Покупали обувь одному – другой не закатывал истерик. И у прилавков с игрушками не топали ногами. Традиция жить сдержанно – хороший нравственный стержень. Зато сколько радостных дней провели в походах: ни машин не было, ни дорогих санаториев, рюкзак за плечи, палатку – и на Попов. Впрочем, был в жизни момент, когда я чуть было не совершила ужасную ошибку. Мой повзрослевший сын влюбился. И вдруг во мне взыграла самая банальная материнская ревность к будущей невестке. Это я уже сейчас осознаю мотивы, а тогда мне казалось, что он слишком молод для серьезных отношений, я чувствовала, что сын отходит от меня. Не владея собой, придиралась к девочке, запрещала им встречаться… Он разрывался между двумя любимыми женщинами и страдал. Потом просто подошел ко мне и спросил: мам, почему она тебе не нравится?
Я растерялась: с чего ты взял, ведь я слова плохого не сказала. И вдруг все сама поняла. В тот момент многое во мне изменилось. А они и сейчас вдвоем, а теперь вот уже втроем. И невестку свою я не просто ценю, а люблю, как свою девочку.
- Муж ваш тоже в бизнесе?
- Теперь уже да. Хоть пришлось нам пережить не один трудный год. Психологически трудный. Представьте, мы оба всю жизнь на государственных предприятиях. А тут – рынок. С моей профессией бухгалтера я обрабатывала по три-четыре предприятия сразу, заработки маленькие, но “оптом” получалось хоть что-то. Потом мне повезло, я нашла себя на этом металлургическом комбинате. Муж не мог уйти с завода...… Когда моя зарплата была выше, я чувствовала, как неуютно ему было. Ни слова упрека – ведь я-то знала, какой он талантливый, умный. Но он долго искал себя. Год назад организовал частное охранное предприятие. Я за него спокойна.
- А вы любите свой дом?
- Честно? Я многое хотела бы в своей квартире переделать, но руки не доходят. Пожалуй, кухню только люблю. И все мои близкие, друзья любят здесь сидеть, чаевничать, разговаривать.
- Какими фирменными блюдами вы их угощаете?
- Внучка Иришка обожает мои блины. Дети – фаршированный кальмар. Фарширую всем, что есть в доме, но все почему-то предпочитают с мясом. Если в доме праздник, значит, на столе рыбный пирог: слой теста, потом рыба кусочками, а сверху опять тесто. Аромат на весь дом.
- Есть люди в вашей жизни, от которых вы подпитываетесь энергией?
- Да, это моя давняя подруга. Вот уж кто по-настоящему оптимист и несгибаемая натура. Как бы ни было тяжело, она уверена – нет безвыходных положений. Между прочим, жизнь ее не балует, одна растит дочку, всегда вынуждена подрабатывать, но никогда не ноет и всегда еще других людей умудряется поддерживать. Дача, заготовки, работа – и при этом фонтан увлечений, идей, интересов. Она вытаскивает меня на концерты органной музыки, в театр. А одна ситуация однажды потрясла. В два часа ночи как-то звонит коллега: “Надежда Николаевна, у вас есть кто-нибудь с четвертой группой крови? У знакомого ребенок в тяжелом состоянии”. Я уже по цепочке звоню подруге: “Ира, у тебя не четвертая группа?” - “Да”. - “Нужна твоя кровь”. - “Прямо сейчас?” - “Да”. Сообщаю коллеге, что нашла. Он так спокойно: “Спасибо, утром мы заедем”. Я его чуть не поколотила: “Утром?”
Звоню своей подруге, она мне: “Ну, когда? Я уже в сапогах стою”. Потом я часто думала: смогла бы вот так же, для чужих абсолютно людей ночью сорваться – нужна кровь...… Наверное, еще и потому я ее люблю.
А вообще мне на людей всегда везло.
- В чем самое великое вдохновение для души?
- В моей девятилетней внучке Иришке. Если долго не приходит – болею. А вместе нам всегда интересно.
Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"