Виктор РАЖЕВ: Что грозит судам Приморья?
31 августа сего года прошло последнее из четырех кустовых совещаний с судьями края по итогам работы за первое полугодие 2001 года. Ранее такие совещания были проведены в г. Спасске, Арсеньеве, Находке с привлечением всех судей из городов и районов края.
31 августа сего года прошло последнее из четырех кустовых совещаний с судьями края по итогам работы за первое полугодие 2001 года. Ранее такие совещания были проведены в г. Спасске, Арсеньеве, Находке с привлечением всех судей из городов и районов края.
О них, а также о проблемах судебной власти – в интервью с председателем Приморского краевого суда В. Ф. Ражевым.
- Виктор Федорович, в последнее время много говорится о необходимости сделать работу судов более прозрачной. Однако прошедшие совещания судей остались без внимания прессы. Неужели третьей власти нечего сказать журналистам?
- Сказать можно много, но такова специфика нашей работы, что ее результаты видны прежде всего в вынесенных приговорах и решениях. И всегда есть две стороны, одна из которых довольна, а другая – нет. Поэтому объективно оценить ее показатели можно порой лишь в цифрах статистики. Вот ими-то и давайте оперировать…...
- Пожалуй, первое, что заинтересует читателей, так это уголовная статистика…
- Тогда вначале скажу несколько слов о состоянии преступности в крае, которое самым непосредственным образом отражается на работе судов.
С 1996 года в Приморском крае регистрировалось более 50 тыс. преступлений в год, и в 2000 году эта цифра составила 57296. В первом полугодии текущего года в крае зарегистрировано уже более 28 тыс. преступлений. Необходимо отметить, что снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений на 6,5 %, краж – на 15,2 %, хулиганств – на 22,2 %.
Наряду с этим увеличилось число убийств (21,9 %), причинений тяжкого вреда здоровью (11,2 %), изнасилований (4,4 %), грабежей (13,1 %), разбойных нападений (12,7 %) и квартирных краж (3,9 %). В целом увеличилась раскрываемость преступлений и составила 73,7 % от общего числа совершенных. И рано или поздно все эти материалы попадают в суд. И если в первом полугодии прошлого года их было 12415, то в настоящем году – уже 13055 уголовных дел.
В первом полугодии 2001 года число рассмотренных судами уголовных дел по сравнению с тем же периодом 2000 года снизилось с 13492 до 12535 дел, или на 9,8 %. Незначительно, но все-таки увеличился остаток неоконченных производством дел: с 3834 до 3979 уголовных дел.
Нагрузка на одного судью составила до 10,7 дела в месяц против 11,8 дела в аналогичном периоде прошлого года.
Наибольшую нагрузку несут судьи Уссурийского, Лесозаводского, Находкинского, Артемовского и Партизанского городских, Первореченского, Партизанского, Хорольского районных судов. Там на каждого судью приходится по 13-14 уголовных дел в месяц.
С меньшей, чем в среднем по краю, нагрузкой по рассмотрению уголовных дел работали в Лазовском, Тернейском, Ольгинском, Дальнереченском, Фокинском, Советском, Хасанском, Фрунзенском, Ленинском районных судах.
- Отразилось ли уменьшение нагрузки на качестве рассмотрения уголовных дел судами?
- Качество рассмотрения уголовных дел несколько ухудшилось. В первом полугодии 2000 года судебной коллегией по уголовным делам было оставлено без изменения 98,3 % приговоров, постановленных судами края, а в этом году - 97 %, что на 1,3 % ниже.
В надзорном порядке президиумом Приморского краевого суда отменено 146 приговоров на 189 человек.
С высокими показателями завершили это полугодие Лесозаводский, Ольгинский, Чугуевский, Надеждинский, Черниговский районные суды.
Ниже среднекраевых отмечены показатели во всех районных судах г. Владивостока, за исключением Первореченского, а также в Пограничном, Дальнереченском, Тернейском, Анучинском, Хасанском районных судах.
- На совещаниях анализируются лишь общие цифры или указываются конкретные судьи?
- Нет, на то мы и собираемся вместе, чтобы оценить работу каждого. В обзорах судебной практики, которые мы готовим, детально разбираются все недостатки. Здесь же скажу, что отмену приговоров в отношении от одного до десяти человек имели 125 судей края.
- И какие же меры наказания применяются чаще всего в случае вынесения обвинительного приговора?
- К лишению свободы как виду уголовного наказания в первом полугодии 2001 года осуждено 25,2% подсудимых, тогда как в прошлом году эта цифра составляла 28,9 %. Остальные осуждены к другим видам наказания, предусмотренным Уголовным кодексом РФ.
- Виктор Федорович, всем известно, что настоящим бичом судебной системы является несоблюдение судами процессуальных сроков рассмотрения уголовных дел, что приводит к “перенаселенности” следственных изоляторов, к тому, что подчас обвиняемый в преступлении человек успевает отсидеть положенный ему по статье Уголовного кодекса срок, еще пока длятся следствие и судебное разбирательство. Как в Приморье обстоят дела с данной проблемой?
- Не считайте это похвалой, но в последние годы существенно снизились сроки рассмотрения судами края уголовных дел. Если в первом полугодии 2000 года с нарушением процессуальных сроков рассмотрено 4041 дело, или 30 %, то в текущем году уже 2592 дела, или 20,7 %. Больше всего таких нарушений отмечено в Находкинском, Арсеньевском и Дальнереченском городских, Надеждинском, Хорольском и Шкотовском районных судах. И здесь сказывается не только колоссальная загруженность судей, но и специфика структуры совершаемых в этих районах уголовных преступлений.
С наименьшими нарушениями процессуальных сроков сработали Артемовский и Партизанский городские, Кировский, Октябрьский, Дальнереченский, Анучинский, Уссурийский, Спасский, Лесозаводский, Чугуевский, Черниговский и Дальнегорский районные суды. Улучшилось положение дел и во всех районных судах нашего города.
Как следствие, сократилось число лиц, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и числящихся за судами края более трех месяцев. Если в 1999 году количество таких лиц составляло 400 человек, в 2000 году – 205, то в первом полугодии текущего года уже 108. Позитивные изменения в этом направлении прежде всего произошли в связи с более слаженной работой судов и в какой-то степени как результат более действенного контроля со стороны судебной коллегии по уголовным делам краевого суда. Но успокаиваться на этом не следует. Мы и в будущем будем требовать из следственных изоляторов списки содержащихся в них лиц, но уже тех, кто ждет решения своей судьбы более месяца.
- Цифры, характеризующие состояние гражданского судопроизводства, такие же впечатляющие?
- Я бы сказал, значительно более впечатляющие. Так, за 6 месяцев 2001 года в районные и городские суды поступило 61096 гражданских дела, окончено производством 60088, что на 8288 дел больше, чем в аналогичный период прошлого года. Нагрузка на каждого судью составила 51,4 гражданских дела в месяц. Однако это показатель среднекраевой. А вот, скажем, в Кировском районном суде на одного судью приходится 226 дел, в Лесозаводском городском – 132, Хорольском – 105. Более высокие, чем в среднем по краю, показатели и в Партизанском городском, Черниговском, Первомайском и Первореченском районных судах.
Судами края остались неоконченными 9749 дел.
С нарушением сроков, установленных ГПК РСФСР, рассмотрено в первом полугодии 14,9 % гражданских дел, что также значительно меньше, чем в прошлом году. Хочется похвалить за соблюдение сроков разрешения дел судей Черниговского, Чугуевского, Уссурийского, Хасанского, Спасского, Октябрьского, Партизанского, Анучинского, Первореченского районных, а также Партизанского и Артемовского городских судов.
Из числа всех оконченных производством гражданских дел обжаловано 2579, или 5,6 %, решений. Основная же их часть не обжалуется, стороны соглашаются с постановленными судом решениями.
Отменено вышестоящими инстанциями 850 решений, или 1,4 % от числа оконченных производством. Следовательно, 98,6 % постановленных решений являются законными. Примерно такой же показатель и в среднем по России. В первом полугодии 2001 года не имели ни одного отмененного решения 39 судей.
- Виктор Федорович, скажите, пожалуйста, насколько часто исковые требования граждан, обращающихся в суд, правомерны?
- Хочется отметить, что с удовлетворением исковых требований рассматривается до 87,7 % всех поступающих в суды дел. А это означает, что основная масса граждан обращается в суд обоснованно, и они стали больше знать о своих правах. И это при том, что законодательство даже с натяжкой нельзя назвать понятным для непрофессионала, оно запутано, нестабильно, имеет множество пробелов и противоречий.
В целом суды Приморья справляются с задачей осуществления правосудия на должном уровне. Недостатки, имеющиеся в их работе, мы видим и принимаем меры к устранению. Для этого в краевом суде по особому плану проводятся индивидуальные занятия с судьями, производятся обобщения судебной практики по различным категориям дел.
- Я полагаю, что читателям будет интересно узнать и о мировых судьях. Скоро ли они начнут работать в Приморье?
- Как в таких случаях говорят, вопрос, конечно, интересный. Законодательное собрание края наконец-то приняло закон “О мировых судьях в Приморском крае” во втором чтении. После, кстати сказать, трехлетней волокиты. Но с существенной поправкой. Вместо назначения мировых судей законодательным органом Приморья депутаты предложили процедуру их выборов населением судебного участка. И хотя этот путь, возможно, и выглядит более демократичным, но в реальности приведет к тому, что этот институт не сможет заработать еще несколько лет. Мало того, что понадобится дополнительный закон о выборах. Так эти выборы еще нужно будет организовать. А это в условиях дефицита краевого бюджета и того, что граждане просто утомлены всевозможными бесконечными выборами и не проявляют особой политической активности. Результат вы можете спрогнозировать сами.
- Виктор Федорович, каково состояние материального обеспечения судов? Им по-прежнему “не хватает конвертов и скрепок”?
- Надо отметить, что уровень оснащенности судов современными средствами связи, компьютерами, оргтехникой в последние годы существенно вырос. Вспомнив о судебной реформе, государство стало внимательней относиться к нашим нуждам. Все суды оснащены правовой базой “КонсультантПлюс”, необходимым количеством кодексов, имеют выход в Интернет и могут быть в курсе всех новаций в области юриспруденции. Существенно улучшилось и положение с размещением ряда судов. Однако и с этим есть ряд проблем. Так, по распоряжению президента России еще в 1991 году здания и помещения, ранее принадлежавшие КПСС, должны были быть переданы для размещения судов. Но ряд руководителей органов исполнительной власти на местах до сих пор пытаются противодействовать всеми правовыми способами исполнению решения президента, противопоставляя тем самым свои узковедомственные интересы задачам правосудия. Приходится все решать в суде. И даже уже есть первые результаты, например, с размещением Партизанского городского суда. Есть задел, и будем надеяться, что в ближайшее время все суды края будут располагаться в условиях, достойных для осуществления правосудия.
- Однако полагаю, что помимо описанных вами проблем у приморских судов есть и другие?..
- Есть, и серьезные. Одной из тех, что встали перед всеми судами края в последнее время, является проблема народных заседателей.
В последние десять лет, как вы сами, наверное, знаете, корпус народных заседателей представлял собой в абсолютном большинстве случаев своеобразное “народное ополчение”, состоящее из лиц пенсионного возраста, постоянно и на добровольной основе участвующих в отправлении правосудия. Их деятельность не ограничивалась двухнедельным сроком, и они в судах стали полноправными “народными” судьями. Искушенными в вопросах судопроизводства, умеющими составлять судебные документы.
Это объясняется тем, что с развитием новых общественных отношений, в том числе и в экономике, сам собой фактически перестал действовать механизм выборов народных заседателей. Народные избранники, имеющие постоянную работу, лишились государственной гарантии сохранения за ними права на получение средней заработной платы на период осуществления своих полномочий в суде; избрание народных заседателей перестало быть заботой общества, а суды в ряде случаев лихорадочно занимались поисками “избранных добровольцев”, чтобы иметь возможность осуществлять свои специфические функции и обеспечивать право лиц, участвующих в деле, на рассмотрение их дела в коллегиальном составе.
С принятием нового закона “О народных заседателях в Российской Федерации” участие их в судебных заседаниях стало весьма затруднительным. Многие органы местного самоуправления, на которые была возложена обязанность формирования списков народных заседателей для каждого районного (городского) суда, подошли к этому формально. В списки были включены лица, которые ни при каких обстоятельствах не могут исполнять обязанности “судьи от народа”. Это и лица, не достигшие 25-летнего возраста, и имеющие не снятую и не погашенную в установленном законом порядке судимость, и признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, и замещающие выборные должности в органах местного самоуправления, и прокуроры, дознаватели, следователи, и состоящие на учете в неврологических или психоневрологических диспансерах. А порой в списках значатся просто “мертвые души”. Прямо по Гоголю...…
- Чем же это грозит судам?
- Дело в том, что закон определяет, что на каждого судью составляется список из 156 народных заседателей, которые утверждаются Законодательным собранием края сроком на пять лет и привлекаются к участию в судебных процессах на 14 дней в году либо на период рассмотрения конкретного гражданского или уголовного дела.
Как результат – работа судов может быть парализована. Так как по закону необходим отбор народных заседателей по принципу случайной выборки как минимум из шести кандидатов, судья извещением приглашает необходимое количество людей. Однако, получив соответствующее извещение, большинство граждан предпочитает не являться в суд, и дела слушанием откладываются.
Я хочу призвать всех жителей Приморья, которые найдут в своих почтовых ящиках “извещение о явке в суд в качестве народного заседателя”, его не игнорировать. Тем более что в соответствии с законом за народными заседателями сохраняется средняя заработная плата по месту работы, выплачиваются суточные расходы и расходы на проезд к месту расположения суда, а также компенсационное вознаграждение в размере четверти оклада судьи.
- Четверть должностного оклада судьи, согласитесь, маловато. Если человек занимается предпринимательской деятельностью, то ежегодный двухнедельный простой для него удовольствие дорогое.
- Я полагаю, что подобная проблема может возникнуть и у работодателя при необходимости отпустить работника в суд. Но тут я бы хотел заметить, что никто из бизнесменов не застрахован от того, что нужно будет обратиться в суд с иском или его самого могут привлечь в качестве ответчика.
И кроме того, хочется напомнить также, что участие в отправлении правосудия является не только правом гражданина России, но и его гражданским долгом.
Автор: Пресс-секретарь управления Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации в Приморском крае Александра Савельева