Здесь жить и работать. Кому?

Население Приморского края катастрофически уменьшается. Те, кто остался, или в силу преклонного возраста уже не могут работать, или не в состоянии найти себе рабочее место из-за умирающего и умершего производства. Рождаемость низка, смертность высока. Отток населения и его деградация из-за вынужденного безделья с каждым годом увеличиваются, приток “гостей” из Поднебесной возрастает. Что будет с Приморским краем в недалеком будущем? Есть ли выход из создавшейся ситуации? Об этом корреспондент “В” беседует с директором дальневосточного филиала НИИ труда профессором Юрием КАЗАКОВЫМ.

18 сент. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1043 от 18 сент. 2001
Население Приморского края катастрофически уменьшается. Те, кто остался, или в силу преклонного возраста уже не могут работать, или не в состоянии найти себе рабочее место из-за умирающего и умершего производства. Рождаемость низка, смертность высока. Отток населения и его деградация из-за вынужденного безделья с каждым годом увеличиваются, приток “гостей” из Поднебесной возрастает. Что будет с Приморским краем в недалеком будущем? Есть ли выход из создавшейся ситуации? Об этом корреспондент “В” беседует с директором дальневосточного филиала НИИ труда профессором Юрием КАЗАКОВЫМ.

- Юрий Николаевич, действительно ли мы незаметно теряем Приморье из-за ползучей китайской экспансии или это досужие вымыслы обывателя?

- Конечно, говорить о массовом заселении соседями Приморья пока рано. Однако следует обратить внимание на то, что из 30 тысяч иностранных граждан, ежедневно находящихся в нашем крае, 80 процентов – китайцы. Причем они не гнушаются нелегальным ввозом к нам сильнодействующих веществ, что способствует росту числа наркоманов. А это, в свою очередь, создает угрозу демографического опустошения региона. Правда, сейчас нас должны беспокоить не столько их криминальные группировки, которых хватает на нашей территории, сколько отставные китайские генералы и бывшие работники спецслужб, которые налаживают здесь свой бизнес и за которыми стоят серьезные деньги и неафишируемые планы укрепления своего экономического влияния на Дальнем Востоке. Они занимаются скупкой недвижимости, привлекают нелегальную рабочую силу из числа просрочивших гостевые визы китайцев, контролируют вылов трепанга, переработку дикоросов, вывоз металла и круглого леса. Не стоит забывать и о том, что китайская экономика развивается динамичнее, чем наша. Поэтому опасность потерять Приморье все же реальна. Противодействовать этому можно, только создав условия для подъема собственной экономики.

- Кто поднимать-то будет? Ведь население края не только уменьшается, но и стареет.

- Вы правы. За последние 10 лет из края уехали почти 100 тысяч человек. Ежегодно по различным причинам нас становится меньше примерно на 20 тысяч. Сохраняется тенденция к уменьшению численности трудоспособного населения – людей в возрасте старше 65 лет у нас уже почти девять процентов. Известно же, что общество, в котором этот показатель выше семи процентов, считается старым. Процесс демографического старения дополнительно порождает ряд экономических трудностей, социальных проблем, связанных с обеспечением и обслуживанием стариков. Усугубляет ситуацию и слишком ранний (по сравнению с цивилизованным миром) выход на пенсию людей, еще способных плодотворно трудиться. Ведь в интеллектуальном труде специалист лишь к 50 годам добирается до профессиональных вершин. Если бы и у нас люди уходили на пенсию в 60 и 65 лет, высвободившиеся пенсионные средства можно было бы направить на развитие, к примеру, здравоохранения...

- Но безработных и так много.

- Интересная тенденция у нас прослеживается. В здравоохранении, образовании, культуре число работающих практически не сокращается. Однако за последние годы почти в 2,5 раза уменьшилось число занятых в науке и научном обслуживании. В то же время невероятно вырос аппарат органов государственного и хозяйственного управления. Хотя и проводится сейчас их сокращение, вряд ли при спаде в экономике края, при низком уровне жизни населения можно считать целесообразным содержание такой армии чиновников. Рабочими же местами можно реально обеспечить не только все трудоспособное население Приморья, но и большое количество русскоязычных переселенцев, которых просто необходимо привлечь в наш край. Для этого прежде всего нужно изменить вертикаль власти, разделив Дальневосточный федеральный округ на два: объединив в одном материковые территории, в другом – приморские. Система большого округа, на мой взгляд, себя не оправдывает.

- Что при этом изменится?

- Развитие экономического потенциала прибрежных территорий нуждается в постановке иных (по сравнению с материковыми) народно-экономических задач. Вся система управления должна подстраиваться под решение именно этих специфических проблем – освоение 200-мильной зоны морей и Мирового океана. Тогда бы у нас не стоял столь остро вопрос о квотах на вылов рыбы, снялись бы вопросы взаимоотношений со странами АТР, поскольку именно через наши порты есть выход почти на все морские державы. Предметом труда прибрежных территорий должна заниматься организованная система управления, начиная с правительства и заканчивая специализированным Приморским федеральным округом.

- И опять изгоями будут те, кто не имеет отношения к морю?

- Ни в коем случае. Для того чтобы успешно работали порты, необходимо развивать социальную инфраструктуру. Начнем осваивать морские биоресурсы и конкреции – возродятся прибрежные поселения. Если на восстановление лесных ресурсов нужны годы, то для возрождения биоресурсов понадобятся десятилетия. Это работа на перспективу. Одновременно начнут развиваться угольная промышленность, энергетика. Мы забудем о безработице. Ведь только развитие морского туризма может дать работу тысячам людей. В Хасанском районе, к примеру, при правильном подходе к делу могли бы ежегодно отдыхать 300 тысяч человек. Через Японию в год проходит поток в 500 тысяч туристов, который можно повернуть через Приморье, Сахалин, Камчатку. Дело еще и в том, что наша территория - осваиваемый регион. Это на европейской, материковой части все стабильно, у нас далеко не так. Поэтому законы, действующие для всей России, нам не подходят. Для приморских территорий необходимы иной подход, дополнительные решения, целенаправленное инвестирование.

- Пожалуй, на этом можно поставить точку. Деньги-то откуда?

- Если зарубежные инвесторы будут уверены, что правительство идет на формирование новой системы управления, они к нам повернутся. Конечно, придется какие-то вопросы законодательно скорректировать, специализация Приморского округа потребует особых решений, но овчинка стоит выделки. Те же японцы очень заинтересованы в туристических маршрутах и отдыхе в наших экологически чистых районах. Инвестиции из-за рубежа будут, я в этом уверен. Кроме того, необходимо развивать уже имеющийся опыт свободных экономических зон. Если будет организован специализированный Приморский округ, все вопросы будут постоянно на слуху, правительство будет заинтересовано в их обсуждении. Вот тогда и появится надежда не только на выживание, но и на процветание Приморского края. Пока же однообразность развития кризиса приморских территорий, сложности и особенности развития демографической ситуации заставляют думать о том, КТО через несколько десятилетий будет жить и работать в Приморье.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"