Историю пишут набело...

“Новые подходы к подготовке и изданию учебников по истории в Российской Федерации” - так назывался международный семинар, который прошел в мае этого года под эгидой Совета Европы.

18 сент. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1043 от 18 сент. 2001

“Новые подходы к подготовке и изданию учебников по истории в Российской Федерации” - так назывался международный семинар, который прошел в мае этого года под эгидой Совета Европы.

Семинар был подготовлен Советом Европы, Министерством образования РФ и департаментом образования и науки администрации Приморского края. В работе секций приняли участие не только руководители самого высокого ранга, но и учителя, методисты, психологи, юристы, редакторы и издатели школьных учебников, а также зарубежные эксперты из Великобритании, Германии, Японии.

Сегодня можно подвести некие итоги. Во-первых, Владивосток был выбран местом проведения семинара: геополитическое положение края обусловливает особенности исторического образования, типичные для пограничных территорий. Во-вторых, здесь есть все возможности для создания современных учебников: квалифицированные специалисты (научные сотрудники Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, преподаватели истории в вузах, редакторы издательств), богатая архивная база, современная издательская база (“Дальпресс”, “Дальнаука”, вузовские и частные издательства).

К слову, семинар явился составной частью программы Совета Европы по реформированию преподавания истории в средней школе и принял эстафету форумов, проведенных в Архангельске, Петрозаводске, Ярославле, токийской встречи экспертов по истории из Российской Федерации и Японии. Основными целями семинара стали выработка стратегии и определение путей обновления содержания и структуры школьных учебников истории.

И пленарные заседания и дискуссии в рабочих группах лишь подтвердили, что новая ситуация в мире, открытие границ требуют новых учебников, отражающих интеграционные процессы. Примером тому является “Тбилисская инициатива”, в рамках которой создается уникальное учебное пособие для стран Кавказа.

На преподавание истории Совет Европы обращал особое внимание еще со времени своего создания – с 1949 года. Вряд ли надо объяснять, что история формирует мировоззрение человека, вооружает его теми знаниями, которые в итоге помогают правильно оценивать события современности, политические и социальные процессы, где всегда требуется собственная точка зрения, оценка, а не слепое копирование чьего-то опыта. Между прочим, профессор Дальневосточного государственного университета Давид Бродянский, более 40 лет преподающий первокурсникам палеоисторию и основы археологии, отметил, что за редким исключением выпускники школ отличаются полным неведением в этих областях знания. Впрочем, претензии к нынешним учебникам истории, как и к изучению самого предмета, есть и у других участников семинара. Лидия Фетисова, заведующая центром исследований культуры народов Дальнего Востока России Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН считает, что наиболее уязвимым звеном в федеральных и региональных учебниках стали проблемы культуры. Исследования в области искусствознания, религии не были востребованы исторической наукой, во многих учебниках культура представлена не как процесс, а как иллюстрация к политике.

Отдельный доклад прозвучал по истории стран Азиатско-Тихоокеанского региона и перспективах ее преподавания в школах Приморского края. Возрастающая роль региона в мировой истории требует более пристального изучения культурной и национальной специфики, отказа от европеизированного подхода, сохранившегося в нынешних учебниках.

Семинар длился три дня и подытожить его можно общей фразой, к слову, совсем ненаучной – надо двигаться дальше. И совершенно правильно, что необходимость этого движения осознается, что называется, снизу. Учитель средней школы № 59 г. Владивостока Лидия Небесская рассказала, что школьники с большим интересом отвечали на вопросы анкеты “Каким ты хочешь видеть учебник истории”. Наши дети хотят видеть хорошо оформленную книгу с большим количеством иллюстраций, в том числе – карт, схем, диаграмм (для старших классов).

Особо было отмечено, что сегодня историческое образование (как в школе, так и в вузе) ориентировано на изучение политической, экономической и военной, но не этнической и культурной истории. Это нужно изменить. Начинать надо сегодня. А учитывая, что с момента разработки плана издания учебника до его поступления в школу требуется пять лет, даже вчера.